Company Logo

Реклама

.....

Читайте еще

Начало статьи

Никакой связи, кроме почтовой, с Большой землей не было. Но даже почтовая связь была ограниченной, отправления весом более 1 кг как на Новую Землю, так и с Новой Земли посылать было нельзя.

 

Все необходимое в 50—60-е годы доставлялось почти исключительно морским путем во время короткой северной навигации. В начале 70-х годов взлетно-посадочная полоса аэропорта Рогачёво стала железобетонной, что позволило заметно улучшить воздушное сообщение с Новой Землей и организовать регулярное сообщение между Архангельском и Рогачёво. Но поскольку всё, что существовало на Новой Земле, было государственной тайной, то в расписаниях аэропорт Рогачёво отсутствовал и обозначался как «Амдерма-2». В обиходе как сам аэропорт, так и вообще Новую Землю называли просто «Двойкой».

 

Вообще, адресов и условных обозначений у островов в это время было много. Почтовым адресом Белушьей Губы был «Архангельск-55», Рогачёво — «Архангельск-56». Туда же, на «Архангельск-56», адресовалась корреспонденция, предназначенная для точек ПВО и ВМФ, расположенных на Южном острове Новой Земли, сообщение с которыми осуществлялось через Рогачёво. В 80-е годы связь с точками поддерживали главным образом с помощью вертолетов, но даже на самые близкие точки «вертушки» летали один-два раза в месяц, а сообщение с дальними точками поддерживалось раз в несколько месяцев.

 

Точки, расположенные на Северном острове и на Земле Франца-Иосифа, снабжались через Диксон, и их почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2». Эти адреса использовались исключительно для почтовой связи, телеграфные адреса были совершенно иными. Например, телеграфный адрес Белушьей Губы был «Москва, К-704». После указания населенного пункта писался номер войсковой части с добавлением букв «ЮЯ», например, в/ч ЮЯ 03219 (3-й радиотехнический полк). Что означают буквы «ЮЯ», мне неизвестно, смеха ради их расшифровывали как «Южнее Ялты». Впрочем, буквы «ЮЯ» можно было не указывать, письма все равно доходили. Никаких прочих координат, кроме фамилии и инициалов, указывать в адресе необходимости не было.

 

Телефонная связь с Большой землей могла осуществляться исключительно по военным каналам связи, выхода на гражданские каналы не было вообще. Государственная тайна, окружавшая всю Новую Землю, охранялась очень строго, но главным образом от собственных граждан. Например, в письмах запрещалось сообщать любые сведения, которые позволили бы определить место службы, а тем более прямо его указывать. Вся корреспонденция проверялась, и на прочитанных письмах красовался штамп «На Архангельский ПЖДП поступило в загрязненном виде». Если бы не этот штамп, догадаться о вскрытии письма было бы невозможно, навыки вскрытия у цензоров были отработаны хорошо.

 

Транспортное сообщение, как воздушное, так и морское, поддерживалось, главным образом, с Архангельском. К 80-м годам полностью прекращается морское пассажирское сообщение между Архангельском и Белушьей Губой («Портопункт 40-40» — еще одно обозначение Белушки, как ее называют на Новой Земле), и все перевозки людей в этом направлении осуществляются исключительно по воздуху. Единственное исключение — рейсы пассажирского теплохода «Советская Татария», который доставлял на Новую Землю ученых — участников атомных испытаний с Большой земли. Но грузовое сообщение осуществлялось в основном морским путем.


Более или менее оборудованный пирс на Новой Земле только один — в Белушьей Губе. На некоторых точках имелись причальные сооружения, главным образом деревянные, зачастую сохранившиеся со времен «гражданского» освоения. Но на большей части точек грузовые работы могли осуществляться исключительно на рейде, и грузы к берегу доставлялись на плашкоутах, специальных небольших судах. Работы по разгрузке и складированию грузов были очень тяжелыми, личный состав на них буквально выматывался. К тому же многие точки располагались вдали от побережья, и поступившие по навигации грузы в течение всего остального года, в том числе и зимой, постепенно доставлялись в их расположение. На «Новоземельском форуме», www.belushka.ru, один из участников, вспоминая свою службу на точке, пишет: «Так мы его (уголь. — В.М.) на самодельных санях из жести с пирса таскали. Впрягались по три человека и порядка десяти километров за ним ходили. Ходки три-четыре за день сделаешь, а потом полночи судороги на ногах схватывали. Романтика, черт побери». Для того чтобы обеспечить работу в короткие месяцы навигации, каждая точка вынуждена была иметь в два-три раза больше личного состава, чем это требовалось для осуществления боевых дежурств.


Автомобильная дорога на Новой Земле одна, она соединяет Белушью Губу и Рогачёво. Перемещение за пределами этой дороги осуществляется, главным образом, на вездеходах ГТС-М. Перемещаться пешком на большие расстояния запрещается. Лыжи не используются вообще, в частях их нет; непредсказуемость новоземельской погоды и обилие белых медведей делают пешие и лыжные переходы чрезмерно опасными.

 

Устойчивого транспортного сообщения между Южным и Северным островами, а также с Землей Франца-Иосифа не существовало. Были лишь эпизодические и не всегда предсказуемые полеты вертолетов или самолетов. Хорошо помню случай, когда на точке Греэм-Белл (З.Ф.И.) в январе 1986 г. сгорел свинарник и погибли свиньи. Новых свиней туда доставляли специальным рейсом на Ил-76ТД из Рогачёво. Сколько стоила каждая такая свинья, трудно даже предположить.

 

Но обычным способом сообщения с дальними точками был следующий: из Рогачёво в Архангельск, из Архангельска в Диксон, из Диксона на точку. Сколько времени уйдет на дорогу — как повезет. Если надо было с точки добираться в Белушью Губу, последовательность была обратной. «Дембелей» с З.Ф.И. и севера Новой Земли обычно начинали вывозить за два-три месяца до увольнения. Их перевозили через половину Северного Ледовитого океана, Диксон и Архангельск в Белушью Губу или Рогачёво, выдавали документы об увольнении и затем отправляли назад в Архангельск. Очевидно, что расходы на содержание войск на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа были непомерно велики.

 

Понятно, что точная численность «населения» островов в то время не известна, но, опираясь на косвенные данные, для середины 80-х годов можно оценить ее в 8—10 тыс. чел.

 

Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала на Новой Земле начинается в конце 80-х годов. С прекращением испытаний ядерного оружия резко идет на убыль численность персонала, обслуживающего полигон. Начинается сокращение численности военнослужащих на точках ПВО.

 

В 1990—1993 гг. силы Войск ПВО страны на островах Арктики ликвидируются. Ликвидация начинается с 3-го радиотехнического полка, подразделения которого, как уже говорилось выше, располагались по всему западному побережью Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа. Личный состав выводится на Большую землю, материальная часть на отдаленных точках оставляется, с близких точек частично вывозится. Некоторые точки (Мыс Меньшикова, Губа Чёрная) передаются в состав Федеральной пограничной службы, но затем и они расформировываются.

 

Ликвидируется 406-й зенитно-ракетный полк, штаб которого располагался в Рогачёво. 641-й истребительный авиаполк переводится с Рогачёво на аэродром Африканда (Мурманская область, г. Полярные Зори) и в начале XXI в. расформировывается. Деятельность 4-й (Новоземельской) дивизии ПВО прекращается.

 

Одновременно с этим упраздняются точки ВМФ, расположенные на западном побережье Новой Земли, а также части РВСН.

 

Прекращается и существование поселка Рогачёво. Почти все здания и сооружения поселка ныне представляют собой руины. Аэродром обслуживает дежурная смена, которая приезжает из Белушьей Губы. Сейчас, насколько можно судить по открытым источникам, все точки на Новой Земле ликвидированы. Население сосредоточено в поселке Белушья Губа (2,8 тыс. чел.). Кроме этого, поддерживается существование пос. Северный, но численность личного состава здесь незначительна. В целом сейчас можно считать, что Новая Земля «стянулась» до пределов Белушьей Губы.

 

Если до конца 80-х годов здесь «сосуществовали» разные виды вооруженных сил, то сейчас единственным и полновластным хозяином Новой Земли стал Центральный полигон России. Это название полигон получил 27 февраля 1992 г. согласно президентскому указу № 194 «О полигоне на Новой Земле». Указ оставлял Центральный полигон в ведении Военно-морского флота. В 1998 г. полигон передали в ведение 12-го Главного управления Министерства обороны («Ядерно-техническое обеспечение и безопасность»).

 

В конце ХХ в. на Новой Земле началось восстановление гражданской власти. Было создано муниципальное образование «Городской округ Новая Земля». Согласно уставу этого округа, в него входят поселки Белушья Губа и Рогачёво, но площадь муниципального образования при этом составляет 79 788 км2, т.е. почти всю территорию Новой Земли.

 

На некоторых, неквалифицированно составленных картах России, изданных как в советское, так и в постсоветское время, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа обозначены принадлежащими к Ненецкому автономному округу (НАО). Но к НАО, хотя он и ближайший континентальный сосед, МО «Новая Земля» не относится. Это МО входит напрямую в Архангельскую область на правах района. (Земля же Франца-Иосифа и остров Виктория с 1 января 2006 г. официально включены в состав Приморского района Архангельской области.)

 

Однако и в состав Архангельской области эти территории входят очень условно. Большая часть Новой Земли — Центральный полигон, подчиняющийся непосредственно Москве, и сколько-нибудь серьезные вопросы, связанные с островами, решаются не в Архангельске, а в столице России.

 

Белушья Губа ныне — нормальный поселок со всеми атрибутами цивилизации. Индекс у нее остался прежним, 163055, но адрес теперь не «Архангельск-55», а «поселок Белушья Губа Архангельской области». Здесь есть школа, детский сад, «гражданская» телефонная связь с Большой Землей (правда, код телефонов — 495, т.е. Москва). Построена церковь. Есть школа, детский сад, бассейн, сотовая связь, торговый центр, Интернет. По-прежнему поддерживается регулярное воздушное сообщение с Архангельском и по-прежнему отлетающих и прилетающих проверяет «служба режима».

 

Въезд на острова чрезвычайно затруднен, пропуск на посещение Новой Земли оформляется несколько месяцев, и во въезде может быть отказано, если «компетентные органы» сочтут основание для него недостаточно убедительным. Засекречена даже сама процедура получения таких пропусков. Гражданам других государств, в том числе и ближнего зарубежья, получить пропуск на Новую Землю вообще невозможно. Юмор ситуации заключается в том, что Новую Землю хотели бы посетить, главным образом, те граждане республик бывшего Союза, включая Прибалтику, которые отдали Новой Земле значительную часть своей жизни, и тайны этих островов им и без того хорошо известны.

 

На Землю Франца-Иосифа можно добраться только «с оказией», которой можно ждать очень долго, поскольку полярная авиация сокращается по мере исчезновения своих «клиентов». И тоже нужен пропуск — ведь Земля Франца-Иосифа с островом Виктория, как и Новая Земля, являются частью пограничной зоны.

 

В последние годы пишут о разнообразных «проектах» освоения Новой Земли, которые правильнее было бы назвать «прожектами». Занимаются «прожектерством», видимо, люди, в принципе не знающие, что такое Новая Земля. Так, журнал «Газовая промышленность» в декабрьском номере 2008 г. опубликовал статью, в которой предлагается строительство в Белушьей Губе завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений Ямала для последующего вывоза его в Европу. Предполагается также сделать Новую Землю опорной базой освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Есть и совсем безумные идеи разработки рудных месторождений и строительства металлургических заводов на юге Новой Земли с вывозом продукции через порт Белушьей Губы, грузооборот которого предлагается нарастить по такому случаю в десятки раз.

 

Читаешь во вроде бы солидных изданиях очередные статьи на тему «Освоим Новую Землю во что бы то ни стало!» — и хочется спросить у авторов: «А видели ли вы Новую Землю в реальной действительности, а не в проектном бреду, и если да, то сколько времени?»

 

Это вопросы человека, испытавшего на себе, что такое Новая Земля. Но можно задать и более профессиональные вопросы. Первый — где предполагается брать рабочую силу для реализации «блестящих» на бумаге геоэкономических построений? Селить на островах? Безумие. Возить вахтовым методом? Но все равно надо где-то селить, и условия должны быть более или менее комфортабельными — эта «рабочая сила» не будет таскать на себе уголь за десять километров по снегу. Второй — как предполагается обеспечивать новые предприятия электроэнергией? Военным ее требуется немного, поэтому они обходятся дизельными электростанциями. Промышленное предприятие с помощью дизельной электростанции тоже можно обеспечить, но расходы на электроэнергию будут непомерно велики. Третий — на островах существует проблема питьевой воды. В Белушьей Губе и Рогачёво она решается за счет «питьевых озер», на большинстве точек, как уже говорилось, воду добывали зимой из снега, а летом из запасенного зимой льда. Четвертый — как обеспечить ритмичность и постоянство транспортно-экономических связей там, где море покрыто льдом девять месяцев в году и авиасообщение может отсутствовать неделями?

 

Очевидно, что в ближайшем будущем все «прожекты» экономического освоения Новой Земли останутся исключительно на бумаге и в головах их авторов. Это была, есть и будет «вотчина» военных. И это правильно, поскольку любые попытки экономического освоения островов Арктики обойдутся очень дорого и ничего не дадут взамен.

Погода на Новой








200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Реклама

.....


Катамараном на Новую Землю Поддержите наш сайт Новая Земля — военная земля

2011-2023 © newlander home studio