Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Бакурский Николай
матрос

Зарегистрирован: 05.06.2020 Сообщения: 8 Откуда: САРАТОВ
|
|
|
|
Окончание, начало здесь
О сухом законе в 1968-70
В гарнизоне действовал «сухой закон». Он предполагал, что, если в открытой продаже отсутствуют спиртные напитки, то не будет пьяных на службе и на улицах.
Было ли это?
Начну с низов.
Однажды в офицерской столовой за соседним столом появился капитан с забинтованной головой и с повязкой «Дежурный по гарнизону» на руке. Выяснилось, что произошло происшествие: объезжая гарнизон, дежурный встретил буйную группу пьяных солдат и попытался их остановить. В процессе разборки пьяные стройбатовцы стали забрасывать офицера камнями, а тот начал стрелять в воздух из пистолета. Это на пьяных не действовало. На помощь офицеру с разбитой камнями головой прибыла караульная рота и провела задержание буянов. То есть рядовые военнослужащие нашли источник спиртного.
Перейдем к более высокому уровню, то есть, к офицерам.
1.Достать спиртосодержащие жидкости офицеры могли в ресторане приходящих в Белушку теплоходов «Буковина» и «Татария», куда вход с берега был возможен только по пропуску, выданному комендантом гарнизона.
2.Другим источником мог быть спирт, сэкономленный при регламентной промывке определенного вида аппаратуры. Здесь были две категории офицеров :
те , кто имел доступ к спирту, и
те , у кого этот доступ был ограниченным.
Чаще всего эти люди находили общий язык. Офицеры, имевшие ограниченный, периодический доступ к спирту, получали спирт в некотором не очень большом количестве, причём, ограниченное число раз в год. У такого потребителя действовал «закон полураспада спирта». Получивший спирт делил его на две равных части: это для работы, а это – « на съедение».
Приятели- сослуживцы быстро узнавали о получение жидкости и наведывались к её владельцу.
Та часть, что предназначалась « на съедение», съедалась довольно быстро, но аппетит только разгорался. По этой причине то, что предназначалось для работы, опять делилось на две равные части с прежним предназначением. Такой распад продолжался до тех пор, пока не оставалось «для работы» грамм 50. Но иногда и это количество «распадалось».
Служащие , имевшие более широкий доступ к спирту, иногда угощали своих приятелей более щедро прямо в расположении части, но при этом побаивались быть застигнутыми во время такой операции более высоким командованием, которое осуществляло непредсказуемые обходы помещений в/ч во внеурочное время, иногда застигая нелегальные застолья.
3.Вновь прибывший в часть офицер, поселившийся в гостинице, получал от своих сослуживцев инструкцию, предусматривающую при каждом возвращении с Большой Земли (из отпуска, из командировки) привозить с собой канистру водки (литров пять). Этот напиток старались сохранять до праздников, например, для дней рождения.
4. На государственные праздники командование разрешало приобретение каждым офицером по бутылке шампанского.
5. Использование всевозможных браг. Знатоки - любители были осведомлены о сортах томатных соков, которые можно было перебродить в эрзац-вино. При этом они знали еще и конкретный завод - производитель, продукт которого был склонен к брожению в определённых условиях.
6. Менее требовательный любитель, пил, в основном, нормальные спиртосодержащие напитки, но если требовалось похмелиться, то он мог прибегнуть для своего опохмеления к особому составу: «огуречный» лосьон + некоторое количество лимонной кислоты + ещё что-то. К этой смеси требовалось добавить воды, выдержать некоторое время в темноте, потом отфильтровать и употреблять.
Рецепт по 6-му способу был совсем неприемлем для тонких ценителей спиртного: эти предпочитали только спирт. Известно, что люди, пристрастившиеся к спиртному, очень общительны. Их широкие связи позволяли им лечить своё заболевание (при отсутствии своего спиртного) в госпитале у друзей, но уже медицинским спиртом. Когда такой больной надоедал друзьям, его выписывали из госпиталя.
Более свободно потребление спиртного могло проходить в семейных общежитиях или в офицерской гостинице, разумеется, во внеслужебное время.
Вот так, в общих чертах, обстояло в 68-70 годах соблюдение «сухого закона» в Белушке.
Природное электричество на Новой Земле
Природное электричество я лично наблюдал в Белушке в лабораторном корпусе НИЧ, о двух явлениях я слышал из уст моих сослуживцев.
Когда я оказался на полигоне, мой непосредственный начальник капитан 3 ранга Гурин Г.А., посвящая меня в таинство подземный ядерных испытаний, рассказывал о странном поведении зверей, уходивших из Зоны за неделю до момента «Ч», об ограничениях на направление ветра при проведении взрыва, и о внешних явлениях, наблюдавшихся в горах при самом взрыве.
Среди таких явлений Гурин описал, якобы , имевшие место при взрыве сильные электрические разряды с горы на гору и с горы вверх, в атмосферу. Объяснений наблюдавшемуся явлению он не давал. Я в то время уже знал, что в горах были толстые жилы кварцитов. Мне было известно, что кристаллы кварца обладают пьезоэффектом, и, что вырезанные из кристалла в определённом направлении пластины, обладают максимальным пьезоэлектрическим эффектом. Всё это касается кристалла. Но речь шла о горе, в которой находятся слои кварцита, то есть, имеет место не кристалл, а плавленый кварц. Зная это , я воспринял с недоверием рассказ капитана 3 ранга, хотя и допускал возможность такой электризации при огромных давлениях при взрыве. Всё это было 50 лет назад. За это время было проведено множество подземных взрывов, и может кто-либо наблюдал подобное явление?
Второй рассказчик капитан-лейтенант В. Малявкин. Этот офицер работал с радиостанциями НИЧ. Мы были в 1968 году в Зоне на Маточкином Шаре. Однажды в обед Малявкин, сидевший в столовой за столом, где обедал и я, посетовал, что до самого обеда не было радиосвязи с радиостанциями, расположенными на противоположном берегу пролива:
– Расстояние-то от 2 до 5 километров. Антенны смотрят одна на другую, а связи нет. Пришлось пользоваться ракетной сигнализацией, чтобы удостовериться в исправности станций.
После обеда связь появилась. Из Белушки сообщили о сильной магнитной буре. Иными словами от солнца прилетел такой плотный поток заряженных частиц, что все пространство между островами, разделёнными проливом, заполнилось электропроводящей плазмой, которая поглотила на себя энергию всех прочих электромагниных излучателей.
Мне в то время часто приходилось наблюдать, как матросы одного берега обменивались информацией с матросами противоположного берега, использую сигнальные ракеты: дымовые шумовые, разноцветные и на парашютах.
Третий случай проявления природного статического электричества я наблюдал сам.
Была зима. Ветер гнал снег откуда-то с Карской стороны. По самую крышу было занесено снегом двухэтажное общежитие связистов, что на современной Советской улице расположено справа от дороги, поворачивающей в этом месте вокруг озера Шмидта в направлении к Белушкинскому заливу. Был мороз. Мы работали в здании, где располагались первый и второй отделы. Капитан 3 ранга Пономаренко Г.В. поручил мне монтаж одного из наших блоков. Сам он занимался другим. Подошло время обеда. За окном завывал ветер. Мы выключили аппаратуру. Я пошёл к двери. Протянул руку к металлической ручке, и на расстоянии нескольких миллиметров от руки на ручку проскочила фиолетовая искра. Я сообщил об этом Геннадию Васильевичу, и вернулся к своему столу. В столе у меня была высоковольтная неоновая лампа с напряжением пробоя чуть более 1000 Вольт. Я подошёл к двери и поднёс лампу к ручке. Эта лампа вспыхнула сантиметров за пять – семь перед дверной ручкой.
Вот такой высоковольтный заряд возбуждал снежный поток ударяя в стену каменного здания.
Наблюдал ли кто подобные явления во время своей службы на Новой Земле в годы, следующие после семидесятого? Было бы интересно услышать другие случаи проявления природного электричества.
Что живёт в воде пролива
Сейчас много говорится о негативном влиянии на окружающую среду воинских подразделений. Я, пребывая на Новой Земле с 1968 по 1970 годы, увидел совсем противоположную картину: вода в Белушьем заливе и в Маточкином Шаре была чиста и прозрачна, дай бог прочим водоёмам страны. Здесь нет предприятий, которые ежеминутно сливали бы грязи всевозможной природы в воду, здесь нет туристов, загаживающих берега.
Особенно хорошо свидетельствует о чистоте воды всякая мелкая живность, обитающая в водяной толще. Пребывая в Зоне испытаний на Маточкином Шаре, я имел возможность прямо у посёлка подойти к урезу воды и зачерпнуть в литровую банку воду вместе с планктоном. Меня заинтересовали маленькие медузки, размером с колбу лампочки для карманного фонаря. Медузка прозрачная. В центре её колокола оранжевое утолщение, напоминающее очищенный от кожуры, очень маленький и сжатый с боков, мандаринчик. Колбочка с двойными стенками, В нижней части колбочки диафрагма-сопло; тут же диаметрально – противоположно расположены четыре прозрачных щупальца длиной миллиметров 10-15. От щупалец в теле медузки тянутся к оранжевому утолщению тоненькие жилки. Вся это конструкция пульсирует и движется. Она живая. Этих медузок в воде много, как в пресноводной заводи личинок комаров.
Набрал я после обеда банку воды из пролива и запустил туда штук пять медузок. Я их вылавливал стаканом. Принес в гостиницу и поставил на стол. Понаблюдал – живые. Вечером, после работы вернулся в гостиницу, а в банке ничего нет. Тщательно осмотрел и увидел на дне едва приметную пыль. На следующий день повторил опыт, но медузок набрал около двадцати. Вечером тот же результат: вместо живых тварей на дне мелкий – мелкий песочек. Сделал вывод, что вода прогревалась до комнатной температуры, что и погубило эти существа. Так как они состоят фактически из воды, то за несколько часов их тонкоплёночное тело полностью распадалось. Я слышал, что медузы имеют возможность воспринимать низкочастотные колебания воды благодаря так называемому «уху медузы», чувствительный элемент которого использует в качестве инерционной массы песок, поэтому я решил, что песок на дне банки и является составной частью этого «уха».
В то время я считал, что эти медузки являются одной из возрастных фаз настоящей медузы, то есть, как бы детвора, но в настоящее время обнаружил в Интернете, что это мелкая порода медуз, называемая «Медуза бугенвиллия».
Однажды утром я обнаружил в воде незнакомое мне существо, напоминающее по форме большой спелый огурец, длиной сантиметров двадцать и в диаметре около пяти. «Огурец» полностью прозрачный. Внутри никаких тел не видно. Снаружи «огурца» от его вершины к нижней его части тянутся четыре прозрачные, но хорошо заметные, утолщения с неровностями, напоминающими застёжки типа «молния».
Вот это существо держится у берега в толще воды и сигнализирует мне фиолетовыми огоньками, бегущими от верхней к нижней части тела, где сходятся в одной точке. Огоньки бегут синхронно, зажигаясь в верхней точке и погасая в нижней. Такая иллюминация циклическая. Длительность цикла несколько секунд. Свечение было яркое. Солнца на небе не было. Было ли это химическое свечение или это своеобразная бегущая дифракция падающего света (как, например при формировании окраски крыла бабочек) – на это я тогда не обратил внимания. Брать в банку это существо я не решился, полагая, что в банке оно погибнет так же, как медузки.
В наше время я нашёл, что это существо называется «Гребневик».
Интересно бы уточнить характер формирования бегущих огоньков у гребневика. Если его поместить в тёмное помещение, и огоньки будут наблюдаться, то значит природа огней химическая. Если кто-то из форумчан будет в июне сентябре на Маточкином Шаре и Вам интересно это существо, то было бы неплохо попытаться понаблюдать за гребневиком.
Мне приходилось наблюдать и огромных медуз, которые достигали нескольких метров в поперечнике. Эти наблюдения я производил с борта ОС-30. Около носовой части корабля колыхалась красно-бурая округлая масса с расходящимися во все стороны щупальцами. Купол медузы четко прорисовывался. Его размер от 3х до 5 метров (по оценке с высоты в носовой части ОС-30). Края купола пульсировали с периодом около 3-4 секунд, сжимаясь и распрямляясь на половину метра, а то и более. В настоящее время я выяснил, что это « Цианея арктическая». Такие медузы живут в Северном Ледовитом и Тихом океанах. Их размеры могут достигать нескольких метров, а щупальцы могут простираться на десятки метров.
Может в настоящее время кому-то удалось сфотографировать упомянутых мною тварей, то было бы добрым делом поместить такие фото на форуме.
В мои школьные годы на уроках биологии утверждалось, что насекомые, пауки и прочие беспозвоночные – это то, что называют ЧТО. Поэтому я и написал, ЧТО живет в толще воды пролива. Позвоночные – это КТО.
Вдоль пролива в хорошую погоду я в 1968 году ходил пешком на место службы –ДС (Деревянное Сооружение) сразу после завтрака (в этом сооружении располагались аккумуляторные батареи для питания регистрирующей аппаратуры и релейно-контактные системы для её включения). Весь путь занимал 45 минут, но впечатлений можно было получить больше, чем на школьном уроке. Особый интерес представлял морской берег после сильного волнения, прошедшего ночью. Сильные волны срывали со дна водоросли и выбрасывали их на берег. Длина листа ламинарии порой достигала восьми – десяти шагов. Буровато-зеленый лист достигал ширины, да и толщины, ладони. Лист был пузырчатый с достаточно плотной кожицей, то есть лист обладал плавучестью. К комлевой части лист сужался и превращался в жгут, который крепился к камню или к раковине моллюска. Разумеется, что по мере роста водоросли её плавучесть возрастала, и в какой-то момент волна могла вырвать её вместе с камнем из донного песка и вынести на берег. Какой планктон присутствовал среди массы водорослей, лежащих на берегу, трудно вспомнить, но то, что этого планктона было много, сейчас можно сказать определенно, так как среди водорослей бегало множество куличков.
А ещё среди водорослей копалось много крабов различных размеров. Самый большой вид достигал в панцире сантиметров шесть – семь. Цвет крабов был тёмно-песочный. Клешни и лапы имели длину, чуть превышающую диаметр панциря. Когда я был недалеко от ДС, я поднял пару крабов и принёс их в сооружение. Матросы тут же приняли решение набрать несколько штук и сварить. Добежать до пролива было недолго, и вскоре уже кипела вода в кастрюле, стоящей на самодельном нагревателе из киловаттного ТЭНа.
Вареного краба мы вскрыли, отделив «крышку» панциря от брюшной части. И что же? Панцирь пустой. В его центре на каких-то нитях, идущих от клешней и лап, висит желтоватого цвета горошина; в клешнях, кроме тонких жилок, тоже ничего съедобного нет. Это сильно разочаровало матросов.
Мой современный поиск в Интернете позволил найти похожего краба живущего в водах Баренцева моря, называемого «СТРИГУН», но он отнесён к промысловым видам, а в крабах, которых мы варили, и есть-то было нечего.
Интересно, а какие виды крабов и ракообразных встречаются в проливе в настоящее время? Есть ли среди них виды, пригодные для употребления в пищу. Вот раньше матросы вылавливали рыбку сайку, а не собирают ли они сейчас крабов «стригунов», которые за прошедшее время могли добраться из Баренцева моря к посёлку Северному.
Медузы и гребневики, разумеется, были кем-то сфотографированы и их фотографии я отыскал в Интернете. Для интересующихся я перекопировал пару снимков и помещаю их здесь.
https://mir24.tv/news/15661500/mir-holodnyh-morei-fantasticheskie-tvari-i-gde-oni-obitayut
Медуза бугенвиллия, подобная тем мелким, которые были в проливе
Реальные размеры этой медузы с ноготь на мизинце. Она совершенно прозрачна
Гребневик «Берое кукумис» (взято из Интернета Мир Знаний)
Кроме этих созданий в водах Северных морей, так указывают специалисты, водятся бактерии, светящиеся при механическом возмущении воды. Я знал о свечении воды в южных морях и не подозревал, что это свойство присуще и морям с холодной водой, иначе я бы проверил наличие этого свойства в море у берегов Белушки и в Маточкином шаре. Сейчас это могут проделать желающие, попробовав переливать воду из одного сосуда в другой в темном помещении – ведь в южных морях свечение наблюдается даже в бегущей в волне. В Белушке ночью этот опыт могут поставить школьники, а на Маточкином Шаре, разумеется, только военнослужащие. Интересно было бы узнать результат этого опыта.
Я также нашёл фотографии крабов, похожих на тех, что встречались в проливе в 1968 году. Здесь прилагаю фото краба-стригуна.
Краб- стригун, похожий на тех, что бегали среди водорослей на берегу пролива
А ещё попалась фотография поселка и выносов грунта в пролив реками Шумилиха и Журавлёвка.
Две реки впадают в пролив
Бакурский Николай. 1968-1970 годы на НЗ. Лейтенант, инженер – испытатель НИЧ.
О развитии творческих способностей детей
Хочу обсудить вопрос о подготовке детей к творческой деятельности. Мне кажется, что по мере развития технических возможностей страны и роста жизненного уровня снижается уровень творческого развития детей.
Для сравнения возьму дошкольные и школьные годы послевоенного времени для детей проживавших на окраине Саратова. Тогдашняя окраина – это почти центр современного города: в 1951 году в Саратове проживало около 150 тысяч жителей. Окраина – почти деревня, но с трамваями. Пешим ходом в течение получаса взрослый человек добирался до центра. Асфальта нет. По улице протекает ручей от многих родников. Кругом трава. Летом – бабочки всех цветов, ныне взятые в «Красную книгу». Дети гоняются за бабочками, пытаясь их сбить пучком травы, а потом засушить между страниц книги. Посреди улицы остались воронки от бомб минувшей войны. Некоторые воронки заполнены водой. В них живут лягушки, пиявки и прочая живность. Дети ловят лягушат. Некоторые воронки пустые. По их наклонным стенкам дети бегают, и центробежная сила не позволяет им упасть. Это интересное явление. Подростки, посланные к колодцам с вёдрами за водой, потешают мелкоту, крутя ведро с водой в вертикальной плоскости и демонстрируя, что вода из ведра при этом не выливается. Иногда детские забавы создают препятствия взрослым: нет возможности пройти по улице – дети создали плотину на ручье, и вода разлилась по всей ширине улицы. В хорошую погоду подростки запускают бумажных змеев с почтой. Дошкольники пытаются сами делать змеев из газет, к которым приклеивают мылом или варёной картошкой отщипанные от фанерного листа реечки. Хвосты змеям вяжутся из обрывков всякого тряпья. Подростки учат, как сделать «путы» у змея к тянущей нити. Тянущая нить из украденной у матери катушки швейных ниток. Хулиганы делали из трубок , гвоздей и резинок самострелы, используя в качестве пороха растёртые в порошок головки спичек. Ребячья мелкота делала всевозможные рогатки. Из срезанных с деревьев прутиков делали свистки. Зимой все катались с горок и склонов оврагов на лыжах и санках.
Теперь школа.
В то время было три вида школьного обучения: начальная школа – с 1 по 4 классы + экзамен; семилетняя школа – с 5 по 7 классы + 3 экзамена, а в седьмом – выпускной; десятилетка – с 8 по 10 классы и выпускные экзамены. После 4 класса можно было идти в ФЗО (фабрично-заводское обучение), после седьмого – в техникум или учеником на завод, после десятого – в институт, или устраиваться на производство. До прихода Хрущева 8-10 классы были платными. С приходом Хрущёва обучение с 8 по 11 классы стало бесплатным и с производственным уклоном (слесарь, токарь, радиомонтажник и т.п. ). Рабочую специальность получали в самой школе
В начальных классах курс «Естествознание» часто проходил на природе. Учитель водил нас на экскурсию в глубокий овраг, где показывал слоистость грунтов, из которых слагается наша почва, показывал меловые породы, показывал конические стрелы белемнитов (Чёртовы пальцы), а также окаменевшие ракушки в осадочных породах. В классе нам демонстрировали особенности твердых и жидких тел, их тепловое расширение, демонстрировали текучий металл– ртуть. Зимой через увеличительные стёкла мы рассматривали строение снежинок. Весной рассматривали крылья бабочек, и начинали понимать, почему пропадает окраска крыла, когда с крыльев стирается пыльца. В школе для нас были примитивные уроки труда по пришиванию пуговиц и зашиванию дыр в одежде.
В 5-7 классах нас учили грамматике, математике, ботанике, зоологии, физике и прочим предметам. Трудовое обучение было традиционным: изготовление табурета. Здесь все с нуля. Заготовка деталей из необструганных досок и клеевая сборка табурета.
На теоретических уроках была и лабораторная практика. Здесь давали возможность пользоваться микроскопом, и мы рассматривали строение клеток лука, рассматривали инфузорий. Мало интереса вызывали уроки Русского языка: нет никакой практики. Больший интерес вызывали уроки рисования, биологии и физики.
В школе были творческие кружки по рисованию, по физике и по ботанике. Некоторые школьники посещали театральный кружок, где ставились различные пьесы, в том числе, с песнями. Рисовальщиков было много. Много было ботаников – в школьном дворе был сад-огород, где выращивали овощи, смородину, виноград, сахарный тростник. Ботаники осенью устраивали в актовом зале выставку плодов своего труда.
Физический кружок принимал учеников, начиная с 5 класса. Кружок был скорее физико-химический, так как вёл его учитель и физики, и химии. Кружок давал возможность узнать устройство электрических приборов и физические основы их работы. Школьники начинали свою практику с изготовления униполярного двигателя, простейший вариант которого – диск Барлоу (то есть латунное колесо со стальной осью, погружённое частью обода в ртуть и помещенное в поле подковообразного магнита). Всякий старался изготовить модель коллекторного двигателя, поэтому на выставке физического кружка было много моделей двигателей. Дети, склонные к радиолюбительству собирали детекторные приёмники. Под руководством преподавателя варили в пробирке сульфид свинца из опилок свинца, смешанных с серой, а потом собирали детектор. Детектор настраивали уже в собранном приёмнике. Выискивали место на кристалле острой пружинкой из тонкой гитарной струны, слушая в наушниках, когда появится голос местной радиостанции. Большой интерес вызывали опыты с электрофорной машиной, у которой при хорошей скорости вращения проскакивали с громким треском искры длиной сантиметров 20-25. Этот треск слышался в наушниках приёмника. Машина была древняя со стеклянными дисками диаметром около полуметра. Многие дети в кружке делали «Свечу Яблочкова», используя толстые графитовые электроды от больших телефонных батарей, а потом через реостат подключали её к сети, заливая ярким светом «выставочный» зал
В 5-7 классах часто проводили экскурсии.
Нас знакомили с производством и водили на Шарико-подшипниковый завод , на Мебельную фабрику, на Электромеханический завод. Там нас знакомили с технологиями и продукцией. Шарико-подшипниковый завод производил впечатление маленького города: там были улицы, тротуары, светофоры. На заводе делали подшипники разных размеров, и ребята выпрашивали стальные шарики, не прошедшие приемку. На Мебельной фабрике нам демонстрировали высокочастотную сушку досок. Большой интерес вызывала «Украинская радиостанция», в помещении которой мы видели огромные радиолампы, размером по пояс взрослому человеку. Во дворе радиостанции нас привлекали высокие мачты антенн. Эта радиостанция появилась в годы ВОВ и ещё долго существовала, но использовалась уже в качестве глушилки чуждых радиостанций. Были экскурсии на пассажирский аэродром, где показывали нам самолеты ЛИ2 и ИЛ14, рассказывали об их технических характеристиках. Даже водили на аэродром ПВО, где базировались МИГ 15. Старшина демонстрировал нам, пионерам, насколько мощный поток газов вырывается из сопла самолёта, и как он срывает его фуражку, когда старшина пытается метров с пятидесяти сзади приблизиться к готовящемуся двинуться на рулёжку самолёту.
Были экскурсии в НИИ Юго-Востока страны, где выводились новые сорта засухоустойчивых пшениц. Нам рассказывали о селекции и показывали делянки, с разными сортами растений. Делянки имели таблички с указанием сорта растения и даты посадки семян.
Так нас знакомили с трудовой жизнью города и села в семилетней школе.
В 8-11 классах была уже другая школа. Здесь мы имели мастерские со всевозможными станками в подвале школы. Над нами шефствовало расположенное рядом со школой оборонное предприятие. На этом предприятии мы тоже бывали, и нам даже поручали выполнение простейших технологических операций над заготовками изделий предприятия. Иногда были экскурсии на подшипниковый завод, на завод технического стекла, где по многометровому транспортеру растекались по оловянному расплаву и далее твердели и разрезались широкие витринные стекла. Таким образом, школьников старших классов знакомили с предприятиями города, давая возможность ориентироваться в сфере производства.
Как обстоит дело с подобной подготовкой детей в Белушке, я не знаю. Может что-то подобное уже делается давно, но, тем не менее, мне хотелось бы поговорить об этом, приобщив к разговору мои первые впечатления от встречи с Новой Землёй.
Посёлок Белушью Губа, по размерам мне показался близким к месту моего раннего детского проживания, поэтому я и решил провести гипотетическое моделирование развития ребенка в Белушьей, по аналогии с развитием детей на окраине моего города.
Недоступная в 68-70 годах для гражданских туристов Новая Земля, вызвала у нас, вновь прибывших, неподдельный, живой интерес. Всё, что было вокруг, от самой природы, до условий, в которых создается человеком необыкновенное оружие, – все это было впервые и необычно: шторм в девять баллов во время морского путешествия в Белушку; тепло одетые люди у пирса; возле каждого подъезда укороченные бочки с водой и шваброй для мытья подошв обуви; стая больших собак на улице возле столовой ; ГТС, разъезжающие в посёлке; расположенная где-то Зона, в которой испытывается ядерное оружие. Теперь это всё вокруг нас, бывших студентов. Мы во всей этой среде. Интерес был огромный, чисто детский.
Первое впечатление – это нетронутая природа. Мы искали то, о чём знали из учебников географии: карликовые берёзки, карликовые ивы, песцы, лемминги, белые медведи, Северные сияния, круглосуточные дни и ночи. Рощицы из берёзок и леммингов под деревянными коробами мы обнаружили быстро. А вот песцов и медведей возле Белушки не было. Лето. Мы наблюдали чахлые белесые занавески полярных сияний. Нам пояснили, что яркие сияния будут полярной ночью зимой.
Некоторое время спустя – полёт на тяжёлом вертолёте МИ-6 в Зону, сам пролив, горы, вершины гор, за которые цепляется облако, тянущиеся резко очерченным шарфом слои дымов от котельных, песцы, полярные совы, обилие куликов, чаек, пенные следы белух, нерпы, светящиеся создания в морской воде – вот чудеса на Маточкином Шаре.
Нас, вновь прибывших, и некоторых старожилов тянуло в горы, к реке Шумилихе. На берегу пролива мы находим строение со створным знаком на верхней площадке и там же следы столования полярной совы; находим изумрудный водопад в горах; чередование белых и тёмных жил каменных пород на обрывах гор. Старожилы рассказывают о великолепных друзах горного хрусталя с огромными кристаллами до 10-15 сантиметров длиной. Жаль, что такие кристаллы доступны только вертолётчикам, которые посещают озеро Лебяжье на Северном острове, где-то возле реки Журавлёвки, а также возле озера Хрустального, что на нашем Южном острове у истоков Шумилихи. В поисках хрусталя находим отличные кристаллы пиритов. Удивительные желтые блестящие кубики создает природа. Хрусталь доступный нам – это растрескавшиеся обломки кристаллов, засыпанные глиной и дроблёным сланцем. Старожили говорят о соседстве золотоносных жил с кварцитами, но никто не пробовал мыть золото в Шумилихе. В горах есть длинные ледяные пещеры, есть неглубокие пещеры в черных каменных породах. Встречаются окрашенные кварцы. Случайно, будучи в горах у пролива, наблюдаем доставку изделия вертолетом МИ-6, сопровождаемым двумя самолётами МИГ-17. Узнаём о поисках и подъеме на вертолеты, ранее разбросанных по горному массиву на парашютах специальных станций контроля радиационной ситуации. Такого нигде больше не увидишь. Теперь появилась мысль: а с каким интересов всё это воспримут дети-новоземельцы? Видели ли они хотя бы часть этого?
В Белушке в 1968 -1970 годы в посёлке был единый гначальник. Это начальник гарнизона. Как я помню, и Е.П.Збрицкий, и В.К. Стешенко были опытными командирами и заботились о порядке в гарнизоне. Если нарушение порядка совершались вольнонаёмными гражданскими лицами, то их в 24 часа удаляли из гарнизона. На встречах в ДОФе адмирал доводил до всех офицеров сведения об обнаруживаемых им недостатках и напоминал офицерам, что они государственные люди и должны заботиться о воспитании рядового состава. Кроме военнослужащих, офицеры должны воспитывать и своих детей. Должна быть преемственность поколений. Однако, как я заметил позже, некоторые семейные офицеры проводили свободное время с бессемейными обитателями гостиницы. Воспитание детей оставалось в руках матерей и школы. Школа имеет в закрытом гарнизоне большие возможности для организации досуга и хорошего развития детей, привлекая их в кружки различной направленности, в том числе и в литературные.
В мои школьные годы уроки русского языка не вызывали интереса, а были необходимостью. Сейчас я думаю, что эти уроки можно оживить, привлекая детей к литературному творчеству, например, к написанию книги о природе и обитателях морей, озёр, тундры и гор Новой Земли.
Привить школьнику любовь к литературе, на мой взгляд, довольно просто, если дать ему возможность участвовать в создании книги. Нужно ему позволить самостоятельно собрать сведения о каком-либо явлении или о животном. Для этого понадобится согласовать с командованием организацию экскурсий на интересные объекты: на побережье, чтобы показать как ведется навигация с использованием створных знаков; на водонасосные станции с их очистными и дезинфицирующими сооружениями; на ДЭС; в котельные. Показать, как выглядят судовые механизмы и двигатели, показать полигон в зоне пролива, показать живой мир моря и тундры во всей их дикой красе. Это будет способствовать общему развитию детей. Затем помочь им описать всё, что они увидели и ввести эти описания в компьютер, помочь упорядочить собранные данные, поручить детям проверить правильность написания слов, найти правила грамматики и самим расставить знаки препинания, разбить текст на главы, сформировать текст содержания. После этого добавить в текст сделанные детьми фотографии. Электронная книга готова. Теперь можно её распечатать и переплести. Я думаю, дети будут очень рады и захотят сделать ещё не одну книжку. В их головах будет и знание природы и знания Русского языка, закреплённые на практике.
Если взрослые примут активное участие в литературном творчестве, может быть издана настоящая книга, с использованием или местной типографии, или Интернет изданий.
Я, например, работал над своими воспоминаниями с издательством «Ridero». Экономической выгоды от этого нет практически никакой, но и с писателя издательство не берёт денег. Книга дает возможность напомнить сослуживцам, как работали, как отдыхали, что и где видели вместе. Книгу издательство может напечатать на бумаге, а также поместить в Интернете в электронном виде.
В своих воспоминаниях «Советская Новая Земля 69» издательства «Ridero» я описал природу, офицерский быт, службу, разговоры, познавательные походы. Есть некоторые препоны от Гражданского кодекса: нельзя помещать в издаваемую книгу фотографии, сделанные кем-либо без согласования их использования с фотографом.
Так как у меня нет собственных фотографий того времени, то пришлось сократить объём книжки и несколько изменить её содержание: первоначальный замысел издать книгу для детей вылился в произведение от 18+ (это определил модератор издательства).
Так на несекретном литературном произведении сказался режим секретности Новой Земли 1968-1970 годов
Как я выяснил теперь, некоторые военнослужащие провозили фотоаппараты и тайно фотографировали пейзажи. Тайный провоз в гарнизон фотоаппарата я как законопослушный гражданин не мог себе позволить. Раз секретность не позволяет, то делать этого не буду. Но как соблюдалась секретность? В то время я обнаружил в этой сфере много странного. Секретность была какой-то прозрачной. Вот пример.
Вскоре после испытаний в октябре 1969 года, где-то неделю спустя, я ехал в отпуск из Москвы поездом. В купе рядом со мной оказался молодой человек из какой-то Прибалтийской республики (по-моему из Латвии). Он ехал в командировку на Завод технического стекла. Молодой человек оказался разговорчивый и стал мне повествовать, что 14 октября на Новой Земле произвели подземный ядерный взрыв, продукты реакции которого вырвались наружу, и в зону заражения попал теплоход и десантный корабль. Называл даже уровни радиации. Как к этому типу попала информация, с подробностями, которые не были известны даже жителям Белушки? Где были те информаторы, которые распространяли секретные сведения. Вот и получалось, что для своих граждан был секрет, а для граждан пограничных республик секрета не было. Запрет на фотографирование в гарнизоне фактически являлся ненужной формальностью, которую в настоящее время, как я понял, отменили.
Бакурский Николай. 1968-1970 годы на НЗ. Лейтенант, инженер – испытатель НИЧ. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
iks
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 11.06.2007 Сообщения: 1095 Откуда: RIGA
|
|
|
|
Теперь понятно,почему я два года регламентные работы керосином проводил!  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Бакурский Николай
матрос

Зарегистрирован: 05.06.2020 Сообщения: 8 Откуда: САРАТОВ
|
|
|
|
iks писал(а): | Теперь понятно,почему я два года регламентные работы керосином проводил! :oops: :D :D :D |
Уважаемый iks
Спасибо за внимание к моему воспоминанию.
Ваш отзыв открыл мне глаза на еще один возможный способ промывки контактов реле.
Как я уже писал, в 1968 году я обслуживал с группой матросов так называемое Деревянное Сооружение (ДС) , в котором находились аккумуляторные батареи и контейнеры с исполнительными реле. Однажды в работе реле сотрудники МСМ обнаружили дребезг. Как известно, дребезг обычно происходит при появлении сульфида серебра на контактах негерметизированных реле.
Промывку я поручил матросам. Эту операцию они должны были сделать во время ночного дежурства. Офицеры уговаривали не промывать реле, иначе дребезг усилится.
Я знал, что спирт удаляет сульфид серебра и решил контакты промыть. Для промывки выдал матросам 0.5 л ректификата и 0.5 л гидролизного. Указал: мыть сначала гидролизным, а затем ректификатом.
Наутро дребезг усилился.
Теперь промывку провели под моим наблюдением, используя новую бутылку гидролизного и новую бутылку ректификата.
Промыли – дребезг пропал.
Офицеры 4 отдела предположили, что матросы промывали авиационным бензином, а спирт выпили.
Теперь Вы мне сообщили, что вместо спирта и авиационного бензина использовался в некоторых случаях ещё и керосин. Спасибо за Ваш комментарий.
С уважением Николай.
Бакурский Николай. 1968-1970 годы на НЗ. Лейтенант, инженер – испытатель НИЧ. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
iks
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 11.06.2007 Сообщения: 1095 Откуда: RIGA
|
|
|
|
Николай! Коль затронули эту тему.
Регламентный спирт у нас получал капитан- техник,в размере канистры в 20 литров.Командир -майор, оччень строго следил за его получением.Думаю там были свои интересы.
Личный состав пробавлялся бражкой.
В Органах спирт питьевой стоил 9 рублей 60коп.В 80ом году сухого закона не наблюдалось. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Бакурский Николай
матрос

Зарегистрирован: 05.06.2020 Сообщения: 8 Откуда: САРАТОВ
|
|
|
|
Уважаемый iks.
В конце 60х во время подготовки к испытаниям в Зоне спирт выписывал и получал начальник сооружения. Требование подписывал начальник НИЧ. Я думаю, что особых ограничений не было: сколько (конечно в разумных пределах) начальник сооружения запросит, столько ему и подпишут. Нужно правильное обоснование потребности. Были нормы 1 мл спирта на промывку одного контакта или паяного соединения. Затраты на спирт для промывки перед испытаниями, особенно, если появилась помеха для нормальной работы аппаратуры специалистов министерства среднего машиностроения, это был такой пустяк, о котором никто не стал бы говорить .
К тому же прошло совсем немного времени после воздушных испытаний, когда по рассказам очевидцев, корпуса приборов вообще купали в корытах со спиртом.
Сложнее было в Белушке, где приходилось при промывке аппаратуры формировать запрос на спирт, руководствуясь на указанные мною нормы: подсчитывали число контактов, и начальник отдела подписывал требование с расчётом потребности. После подписи главного бухгалтера части шли на склад и получали искомое.
В гражданских предприятиях и эти нормы были существенно ниже.
С уважением Николай.
Бакурский Николай. 1968-1970 годы на НЗ. Лейтенант, инженер – испытатель НИЧ. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
iks
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 11.06.2007 Сообщения: 1095 Откуда: RIGA
|
|
|
|
Николай!Разница в 20 лет и разные "весовые категории",вы офицер,я рядовой состав-мне только бражка,и то если командный состав ненайдет  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина
|