Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Валерьян
Старейшина новоземельцев

Зарегистрирован: 07.02.2010 Сообщения: 564 Откуда: Нарьян-Мар
|
|
|
|
Представляли мужика к ордену,а получил медаль
Я думаю не мало пришлось с этим самолетом повозиться и не одним
днем это делалось. Эти козлы надо было из чего-то сделать.
Все завозилось на собачьих упряжках. Было бы проще будь олени.
Этот самолет улетел, тогда какой же самолет после войны лежал
в Белушьей на косе за складами, по пути на историческое кладбище.
В 1953-м он там был да и до переселения в "Новое Лагерное" он должен
быть на том же месте. Два мотора на крыльях, но с фюзеляжа тоже
окошечками. Мы в нем играли, представляя себя летчиками, делали
"крутые пике". Еще, за продовольственным складом на берегу, были
туполевские аэросани как у Ермолаева и спасательные дюралевые
шлюпки с потопленных судов.
Ну, а с медалью - вышестоящее начальство не посчиталось,
что сам Дианов подписал наградную, он то лучше знал наверно
этого человека. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Валерьян
Старейшина новоземельцев

Зарегистрирован: 07.02.2010 Сообщения: 564 Откуда: Нарьян-Мар
|
|
|
|
Валерьян писал(а): |
Теперь вода идет как бы по ледовому корыту, идет хорошо до самого корабля. |
Это они коробами проложили водовод с озера Шмидта. Сколько- же
надо коробов на 1,5 километра? Если доски по 6 м. - 250 коробов.
Да поднять на нужную высоту! Адская работа.
На фото водовод плохо видно, в снегу, во льду. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Валерьян
Старейшина новоземельцев

Зарегистрирован: 07.02.2010 Сообщения: 564 Откуда: Нарьян-Мар
|
|
|
|
Цитата: ...С гордостью показывал свои подарки, в том числе флотский китель и фуражку с «крабом»...
Фуражку с крабом я не видел, а вот китель - это его повседневная
одежда была, как я помню. Там еще: - " Вылка курил трубку, аппетитно
затягиваясь"... На улице он с трубкой не ходил, поэтому я не знаю.
Ну, раз пишет очевидец, значит так и есть. Жевал же он раньше табак... |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Валерьян
Старейшина новоземельцев

Зарегистрирован: 07.02.2010 Сообщения: 564 Откуда: Нарьян-Мар
|
|
|
|
Цитата из наградного листа Ф.Н. Потапова: " Самолет был доставлен
в Базу, отремонтирован, и через 10 дней вошел в строй."
Тогда какой же самолет был в Белушьей на берегу (на косе) залива
Самоед, и находился он там во время строительства полигона.
Может кто-нибудь и помнит?
Эта коса сейчас находится под водой, так как второе озерко, для
удобства подъезда к ряжевому причалу засыпали и большое озеро соеди-
нилось с заливом. А до этого в косе был не широкий промой, через кото-
рый прибылая вода заходила и выходила из озера. Мы этот промой пере-
прыгивали, когда ходили на "Бондарку" и на кладбище.
Как было - видно на фото.
[URL=http://www.radikal.ru]
[/URL]
1. Место, где лежал самолет. 2. Засыпанное озерко.
1. "Перемычка" между озерами по которой груженая машина шла с
причала на "лежневку" через болотистое место. 2. Озерко.
Оно не так уж и маленькое было, мы катались на коньках по осени.
3. Место, (чуть подальше) где лежал самолет.
Помню, что в носу самолета были маленькие окошечки, так Дб-3 имел
модефикации ИЛ-4. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Мыс Желания
Новая Земля,мыс Желания.Оборонительные сооружения.
Укреплённая огневая точка на м.Желания
Пулемётное гнездо
Оборонительные сооружения времён ВОВ на м. Желания. Пулемётное гнездо. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Орудийный дворик. Фото - А. Лябзин
ДЗОТ на мысе Желания
Погреб для снарядов
Внутри самого погреба. Внизу лед - он никогда не тает. Справа полуразрушенные полки для снарядов. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Игорь
старший лейтенант


Зарегистрирован: 25.06.2007 Сообщения: 339 Откуда: Нижний Новгород
|
|
|
|
http://www.podvignaroda.ru/?#id=1264869918&tab=navDetailManCard
спасибо за ссылку, нашел отца ,представление к Звездочке 1944г.
Житецкий Сергей Феофанович
Год рождения: __.__.1912
капитан 1 ранга|лейтенант
в РККА с __.__.1941 года
место рождения: Краснодарский край, ст. Покровская|Кубан. обл., станица Н. Покровская
№ записи: 1264869918
Ошибки и неточности.
28.09.1912 -это дата рождения, станица НовоПокровская.
вот не ожидал найти,новоземельский период службы отца 1943-46 в приведенных документах никак не отражается,а имена и факты-просто рядом ходят.И на Дежневе он плавал до войны,и на Иосифе Сталине до войны,и на этом же И.Сталине он участвовал в операции по спасению челюскинцев.Там же он (был маркони-радистом) познакомился с И.Д.Папаниным, и другими полярниками с СП -1(не все были там-кого не было не помню) кажется был Кренкель.
И кинооператор Кармен там был. У меня есть домашнее фото Дежнева, есть фото Качаравы ( капитан Сибирякова) после встречи отца с ним в Батуми (отец был уже в отставке) в 1970году.
Сестра прислал документы-интресны они тем что подписал их Вылка И.К.(Тыко Вылка). Ну и мне они интересны странным совпадением-сначала не понял даже. Брата моего покойного(погиб в автокатастрофе позже в Североморске ,7лет ) звали так же как и меня-полный тезка.
во втором документе я так и не разобрал о чем справка-и что от нее требовали.. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Из воспоминаний Дремлюги В. В.
«МУРМАНЕЦ» СПАСАЕТ МОРЯКОВ КОНВОЯ РQ-17
2 июля, как раз в дни перехода конвоя РQ-17, из Архангельска вышло в арктический рейс небольшое гидрографическое судно «Мурманец», которое входило в состав так называемого "Ледового патруля". Капитаном судна был один из опытнейших полярных судоводителей Петр Иванович Котцов. «Мурманец» был небольшим судном водоизмещением в 200 тонн, с дубовой ледовой обшивкой. Судно было парусно-моторным с двигателем «Болиндер» мощностью 150 лошадиных сил. Во время плавания он доставлял нам много хлопот, так как для его запуска требовался подогрев цилиндров в течение получаса.
Экипаж судна состоял из 27 человек. Кроме того, на борту судна находилась научно-оперативная группа. В ее состав входили: начальник Ледового патруля А. П. Шумский, научный руководитель В. С. Назаров, океанолог Н. В. Субботин, гидрограф Б. Л. Лейкин и гидрограф-навигатор В. В. Дремлюг, автор этих воспоминаний. Ледовому патрулю предстояло выполнить комплекс работ, связанных с обеспечением боевых и транспортных операций информацией о ледовых условиях в Баренцевом и Карском морях. На судне было установлено два крупнокалиберных пулемета, а экипаж вооружен карабинами.
Перед выходом в море капитан познакомился с оперативной обстановкой в районе плавания, но участники Ледового патруля, по условиям военного времени, узнали о ней только во время плавания. А как выяснилось позже, обстановка была весьма сложной.
С выходом в море, жизнь на судне пошла своим чередом. Мне досталась «собачья вахта» с 00 до 04 часов утра и с 12 до 16 часов. После нескольких суток плавания, мы встретили грузно сидящий в воде танкер «Донбасс». С него на «Мурманец» сообщили, что танкер шел в составе конвоя РQ-17, который подвергся нападению немецких подводных лодок и торпедоносцев. Хотя на танкере были значительные повреждения, он отказался от помощи и самостоятельно проследовал в Архангельск. Позднее стало известно, что на переходе экипаж танкера отбил 13 атак немецких самолетов и подводной лодки, сбил 2 вражеских самолета и в этой тяжелой обстановке еще и подобрал 51 моряка с потопленного американского парохода «Даниель Морган».
После встречи «Мурманец» продолжил следовать в заданный район, и 13 июля в районе Гусиной Земли (южный остров архипелага Новая Земля) вахтенные с судна заметили на берегу людей. Они жгли костер и махали флагом. Кто находился на берегу, было неизвестно. Советские моряки были настороже, оба корабельных пулемета были направлены в сторону обнаруженной группы. Через мегафон запросили на русском языке: «Кто находится на берегу?». Ответа не последовало. Повторили запрос на английском языке. И тогда с берега ответили, что здесь находятся 12 человек из экипажа американского транспорта «Олопана» (судна из конвоя РQ-17), потопленного немецкой подлодкой в 15 милях отсюда.
Мы спустили шлюпку, которая в короткое время перевезла американцев на борт «Мурманца», и советское судно направилось в губу Белушья, где находилось еще несколько человек с другого потопленного американского транспорта.
Капитан сообщил об обнаружении людей в штаб Северного флота и руководству Главсевморпути. Было получено распоряжение от заместителя начальника Главсевморпути Героя Советского Союза полковника Ильи Павловича Мазурука заниматься операциями по спасению экипажей судов из союзного каравана в районе Малых Кармакул.
Положение в этом районе было одним из самых сложных. Приходилось подбирать людей не только со шлюпок и плотов, но и непосредственно с воды. К сожалению, большинство людей было в обмороженном состоянии, а те, кто был в нагрудниках, в основном погибли от холода. В море плавало множество обломков судов, шлюпок и плотов, поверхность моря была покрыта горящими пятнами нефти. Все это серьезно затрудняло проведение спасательных работ.
Всего с 13 по 17 июля «Мурманец» поднял на борт 147 человек. Помимо экипажа «Олопаны» были спасены моряки с судов «Алькоа Рейнджер», «Вашингтон», «Хатлбьюри» и «Паулус Поттер». На «Мурманце» были забиты все каюты, матросский кубрик, кают- компания, столовая команды, штурманская и даже радиорубка.
Насколько небольшим было наше суденышко говорит такой факт. Кают-компания представляла собой небольшое помещение, освещаемое световым люком в дневное время, а вечером небольшой лампой. Там размещался обеденный стол, а по переборкам с трех сторон узкие диванчики на 9 человек.
С торцов были двери в каюты старпома и капитана. Он был весьма рослым человеком и не умещался в длину на койке в своей каюте. Пришлось прорубить окошко в переборке кают-компании и установить рундучок, куда во время сна и засовывал наш капитан ноги.
Вот как вспоминал эти обстоятельства радист г/с «Мурманец» Александр Аркадьевич Огнев. «Экипаж бота не считал взятых на борт: он их спасал. Все помещения «Мурманца» были забиты до предела. Среди них англичане, американцы (в том числе негры), датчане, немец, латыш, два советских моряка. В радиорубке сидел полной комплекции капитан - голландец, с отмороженными ногами». Экипаж судна прилагал все возможные усилия, чтобы облегчить участь спасенных моряков. На камбузе едва успевали в огромных суповых котлах кипятить чай и кофе. Врача на борту «Мурманца» не было, и первую медицинскую помощь оказывали моряки советского экипажа. Лечили «по-морскому»: давали по кружке разведенного спирта, поили горячим чаем и кофе, кормили.
Но, к сожалению, настроение команды «Мурманца» было омрачено отношением американских офицеров к своим спутникам - двум неграм - коку и бою с «Олопаны». Тогда то мы и познакомились с негритянским вопросом. Дело в том, что негры больше других страдали от холода, и мы старались создать для них наиболее благоприятные условия. Когда мы позвали их в кают- компанию на обед, где за столом сидели американские офицеры, последние немедленно встали из-за стола и заявили протест капитану П. И. Котцову. Несмотря на наши очень деликатные уговоры, офицеры заявили, что за одним столом с неграми обедать не будут. Ну что же, не будут и не надо, и мы в первую очередь накормили негров. Затем заново накрыли стол и пригласили отобедать офицеров вместе с капитаном П. И. Котцовым. Но по их лицам было видно, что оборотом дела они шокированы. Но, слава Богу, уже в 1944-1945 годах такой инцидент для американских моряков показался бы абсурдным.
Спасенные моряки с транспортов союзного конвоя рассказали о трагическом переходе, а также о тех судах, в судьбе которых принимал участие г/с «Мурманец».
Первыми, как уже было рассказано выше, на борт «Мурманца» были подняты моряки с «Олопаны». «Олопана» - американский транспорт, водоизмещением 5584 тонн, построен в 1919 году. Он был потоплен 8 июля 1942 года в 15 милях от Новой Земли немецкой подлодкой 11-255, которая сначала торпедировала судно с дистанции 700 метров, а потом добила его артиллерийский огнем. При взрыве погибло 6 американских моряков. Уцелевшие спустили два спасательных плотика и высадились на берег в различных местах Гусиной Земли. Первая группа, во главе с капитаном, достигла берега в 7 милях к югу от мыса Северный Гусиный Нос, где была обнаружена советским гидросамолетом полковника И. П. Мазурука. Он снял спасшихся и доставил 9 сильно обмороженных моряков в госпиталь губы Белушья. Вторая группа, во главе с главным механиком, достигла земли в районе мыса Люд- Сале в 30 милях от первой группы. Здесь они нашли выброшенную на берег канистру с машинным маслом. Собрав обломки плавника, они разожгли костер который и увидели вахтенные с «Мурманца».
Для меня эти события связаны с эпизодом, который запомнился на всю жизнь.
Когда шлюпка со спасенными американскими моряками с «Олапаны» подошла к борту «Мурманца», по шторм-трапу первым взобрался здоровенный рыжий боцман. Он вытащил из кармана брюк маленькую эмалированную чашечку, которая предназначалась для выдачи суточной нормы пресной воды на спасательных шлюпках. Я стоял как раз у трапа, и боцман вручил ее мне на память и сразу же предложил нескольким членам экипажа «Мурманца» сыграть с ним в кости. Мы сказали ему что прежде надо помочь тем американским морякам, которые были обморожены и обессилены. А вот чашечка до сих пор стоит у меня на секретере, как память о тех далеких временах.
«Вашингтон» - американский транспорт водоизмещением в 5564 тонны. Он также был построен в 1919 году. 5 июля он был атакован немецкими самолетами Ю-88 и потоплен в 200 милях от Новой Земли. Как только судно начало крениться на правый борт с него спустили две шлюпки на 46 человек. Ни один моряк не был убит или ранен. В шлюпках было большое количество продовольствия и пресной воды, а также теплые одеяла и водостойкие костюмы. В первый же день плавания шлюпки «Вашингтона» встретили «Олопану», которая предложила взять моряков на борт, но они отказались и продолжали переход к Новой Земле на веслах. На четвертые сутки плавания они подошли к Новой Земле где обнаружили сидящий на мели американский транспорт «Уинстон- Салем» (судно из конвоя РQ-17). Трое суток команда «Вашингтона» провела на борту этого судна, но затем капитана «У. Салема» заявил что у него нет больше провизии, чтобы кормить вновь прибывших, и «вашингтонцы» продолжили свое шлюпочное плавание вдоль новоземельского побережья. На их счастье вскоре состоялась встреча с «Мурманцем» экипаж которого радушно разместил в своих каютах американских моряков.
Через 60 часов плавания «Мурманец» доставил американских моряков в губу Малые Кармакулы, где в глубине бухты укрылся один
из уцелевших транспортов конвоя - английский «Эмпайр Тайд». Первоначально английский капитан согласился принять спасенных союзников, сообщив американскому экипажу, что вместе с ними на корабле собралось 250 человек, в основном спасенных «Мурманцем». Но через двое суток он сослался на то, что у него уже нет продовольствия. И американские моряки вновь сели за весла и, переправившись на берег, прожили здесь еще двое суток, питаясь подстреленными утками. Через двое суток капитан «Эмпайр Тайд» прислал американским морякам записку, в которой приглашал их на борт, чтобы дождаться прихода эскортных советских и английских кораблей. С приходом эскорта, 5 судов, уцелевших из конвоя, благополучно дошли до Архангельска. А 25 июля в Мурманск пришел американский крейсер «Тускалуза», который забрал 240 американских моряков, спасенных с РQ-17, в том числе экипаж «Вашингтона», и ушел в США.
Самые большие потери из всех спасенных экипажем «Мурманца» союзных моряков понес экипаж английского транспорта «Хатлбьюри». Его судьба была одной из самых трагичных. Транспорт «Хатлбьюри» водоизмещением в 5082 тонны. Это было достаточно новое судно, построенное в 1934 году. Среди других транспортов конвоя он выделялся наличием одиночной дымовой трубы с огромной английской буквой «Н». Немецкая подлодка U-355 7 июля атаковала его сразу же 4 торпедами с малой дистанции прямо у входа в залив Моллера. Затем, в уже заметно кренящийся пароход, была выстреляна и пятая торпеда. Часть моряков транспорта сразу же погибла при взрыве, но большая часть воспользовалась спасательными плотиками и полузатопленной шлюпкой. Однако к утру 8 июля большинство английских моряков погибло от переохлаждения. И лишь через неделю немногих оставшихся в живых подобрал «Мурманец» и доставил их на борт «У. Сайлема».
Позже выяснилось, что командир немецкой подлодки U-355 капитан-лейтенант Гюнтер Ла Баум не просто проявил настойчивость в уничтожении «Хатлбьюри». Еще весной 1942 года после перехода транспорта в составе конвоя PQ-11 за уничтожение немецкой подлодки капитан «Хатлбьюри» Джордж Стефенсон был награжден орденом Британской империи IV степени. Но вопреки морским обычаям англиискии капитан не стал поднимать с воды немецких подводников, оставив их замерзать в ледяной воде. Возможно, своей атакой немецкий командир-подводник свел счеты за кого-то из своих друзей.
А вот с экипажем судна «Алькоа Рейнджер» связана совершенно невероятная история. «Альков Рейнджер» - американский транспорт водоизмещением 5116 тонн, был так же, как и многие другие транспорты конвоя, «морским долгожителем». Он, как «Олопана» и «Вашингтон», был построен в 1919 году. 7 июля он вместе с другим американским пароходом «Беллингэм» был встречен немецкой подлодкой 11-255 в районе залива Моллера. Сначала капитан- лейтенант Рейнхарт Рехе двумя торпедами атаковал «Беллингэм», но промахнулся и транспорт скрылся из видимости. Затем наступила очередь «Алькоа Рейнджер». После взрыва торпеды судно осело носом в воду, из машины повалил пар, плотной пеленой окутывая палубу и надстройки. Транспорт потерял ход. Однако когда U-255 всплыла, чтобы добить его артиллерией, немецкие наблюдатели обнаружили новую цель - британский пароход «Эмпайр Тайд». Но в момент стрельбы последний резко изменил курс и, как «Беллингэм», исчез в плотной пелене снежного заряда. Тогда немецкая субмарина всплыла и с малой дистанции решила добить поврежденное американское судно артиллерией.
Самым удивительным для союзных моряков стало то что немецкая подлодка капитан-лейтенанта Рехе подошла к спасательным шлюпкам, удостоверилась, что у спасшихся моряков есть запас пресной воды и пищи, и указала направление к берегам Новой Земли. Пожалуй, это чуть ли не единственный случай подобного поведения немецких подводников, которые не отличались человеколюбием беспощадно топя даже невооруженные малотоннажные гидрографические суденышки «Академик Шокальский» в 1943 году и «Норд» в 1944 году, а также буксируемые баржи с людьми потопленные у острова Вайгач через месяц после происходящих событий.
Через 8 суток 39 голодных и обмороженных американских моряков с «Алькоа Рейнджера» были подобраны «Мурманцем» и доставлены в Малые Кармакулы на борт «Эмпайр Тайд».
Но самой бездарной была гибель голландского транспорта «Паулус Поттер». Это был новейший транспорт только что построенный в 1942 году, водоизмещением в 7168 тонн. Он был потоплен подводной лодкой U-255 13 июля к северо-востоку от острова Надежды только через 8 суток после того, как корабль покинула команда. 5 июля «Паулус Поттер» подвергся атаке немецких самолетов. Однако ни одна бомба его не задела. Тем не менее, экипаж на спасательных шлюпках покинул корабль. Лишь 15 июля полуживых моряков с «голландца» к северу от залива Моллера подобрал «Мурманец».
Как позже стало известно немецкая подлодка случайно наткнулась на дрейфующее голландское судно. Командир подлодки капитан-лейтенант Рейнхард Рехе без помех высадил на судно второго вахтенного офицера и двух унтер-офицеров, захватил здесь ценные секретные документы и большое количество провизии и только затем потопил «Паулуса Поттера» своей единственной торпедой.
Выше упоминались еще два транспорта из состава конвоя РQ-17, которым посчастливилось избежать попадания торпед подлодок и торпедоносцев и дойти до Архангельска. Их экипажи по-разному вели себя в минуты смертельной опасности. Прежде всего, это английский транспорт «Эмпайр Тайд» водоизмещением в 6978 тонн, построенный в 1942 году. 7 июля пройдя сквозь полосу густого тумана, совершенно неожиданно судно наткнулось на три немецкие субмарины в надводном положении, вероятно лежавшие в дрейфе. Одна из них дала ход и пошла на сближение с «Эмпайр Тайдом». Однако капитан Харвей дал самый полный ход, резко отвернул в полосу спасительного тумана и оторвался от преследования. Затем он снова резко изменил курс и направил судно к берегам Новой Земли, где 13 июля укрылся в одной из бухточек губы Малые Кармакулы. Здесь же на берегу был разбит палаточный лагерь.
Как уже неоднократно упоминалось ранее практически все спасенные «Мурманцем» разместились на борту «Эмпайр Тайда» и в палаточном лагере. Но нервы у союзных моряков видимо были уже на пределе. 17 июля, как только над транспортом пролетел Ю-88 многие из спасенных моряков бросились к спасательным шлюпкам и покинули судно. На берегу они разбили два лагеря в пределах видимости транспорта и вернулись на борт только после прихода в бухту кораблей эскорта. На борту же, вместе с капитаном Харвеем, остались только капитаны потопленных судов, да несколько офицеров и матросов. Надо отдать должное капитану Харвею, который не только смог избежать гибели «Эмпайр Тайда», но и дал приют морякам с других погибших судов конвоя РQ-17.
А вот капитан Лонгрэн с американского транспорта «Уинстон Салем» повел себя совершенно иначе. Слушая сигналы бедствия с гибнувших судов конвоя РQ-17, он был столь напуган, что 8 июля 1942 года сознательно посадил транспорт на береговую отмель в районе губы Литке на Новой Земле. После посадки на мель он приказал выбросить за борт затворы со всех артиллерийских установок и уничтожил всю секретную документацию. Кроме того, он запретил своим матросам участвовать в снятии судна с мели, предоставив эту операцию советским спасательным судам. Вблизи от места посадки на мель «Уинстона Салема» оказался г/с «Мурманец», который приступил к спасательным работам.
Согласно официальному донесению в штаб И. Д. Папанина были выполнены следующие мероприятия. Произведен тщательный промер глубин в районе посадки транспорта на мель. Затем, чтобы судно не разбилось во время шторма, было принято решение завести с кормы два якоря. При заводке одного из них необходимо было открепить якорь от якорного каната. Капитан Лонгрэн заявил, что перепиливать цепь якорного каната невозможно с плота и при наличии только ручных инструментов. Однако, моряки г/с «Мурманец» взялись вручную перепиливать якорный канат ножовочными полотнами. Работа продвигалась медленно, трудились посменно, но через полтора часа якорный канат был перепилен. При непосредственном руководстве капитана г/с «Мурманец» П. И. Котцова был заведен один якорь с его канатом, а второй, отсоединенный от цепи, забили вожиком на стальном кольце. Через некоторое время подошли советские тральщики Т-32, Т-53, Т-31, Т-37, которым удалось снять «Уинстон Салем» с мели, и он доставил находившееся на его борту танки и боеприпасы в порт назначения Архангельск.
Поведение капитана Лонгрэна, посадившего умышленно транспорт на мель, отказ принять на борт моряков с погибших судов конвоя РQ-17 и его попытки воспрепятствовать снятию транспорта с мели, получили широкую известность. Оно приводится военными историками, как уникальный пример трусости, так редкий среди настоящих моряков. В США этот случай получил самое резкое осуждение и послужил причиной специального расследования всех действий капитана Лонгрэна и его команды.
«Мурманец», выполнив работы по снятию с мели «Уинстона Салема», направился в Малые Кармакулы взяв на буксир 7 спасательных шлюпок. Они могли пригодиться для снятия лишних моряков с «Эмпайр Тайд» при попытке потопить его немецкой подводной лодкой.
Дремлюг В. В. Морские дороги. От Чукотки до Канарских островов.
- СПб.: Издательство «ГеоГраф», 2006. - 328 c., 24 с. ил. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Из воспоминаний Дремлюги В. В.
«ВЕЗУЧЕЕ» ПЛАВАНИЕ ЛЕДОВОГО ПАТРУЛЯ-18
«Хорошо помню свою ночную вахту 16 июля 1942 года. «Мурманец» стоял на якоре в заливе Малые Кармакулы на западном побережье Новой Земли. Здесь же на рейде находились два гидросамолета ледовой разведки Главсевморпути.
Около 2 часов ночи, когда мы находились со вторым помощником капитана в штурманской рубке, раздались частые орудийные выстрелы. Выскочили на мостик и увидели сквозь туман подводную лодку, которая обстреливала гидросамолеты и здание полярной станции. Объявили боевую тревогу и дали сигнал в машинное отделение готовить судовой двигатель к пуску. Вот тут-то и помянули его недобрым словом - из машины сообщили что для этого требуется не менее 20 минут. Быстро оценил создавшуюся обстановку появившийся на мостике капитан П. И. Котцов. Он отдал приказ начать обстрел из пулеметов артиллеристов, суетившихся у орудия на палубе немецкой подводной лодки. Несколько удачных очередей из наших крупнокалиберных пулеметов накрыли их орудийный расчет. Немцы засуетились, быстро закрыли люки, спустили перископ, и подводная лодка спешно ушла под воду и покинула залив. Скорее всего, они не ожидали такой наглости от гидрографического суденышка. В это же время сигнал боевой тревоги объявили и на «Эмпайр Тайд», укрывавшемся в одной из
соседних бухточек. Надо полагать, что подлодка рассчитывала потопить и «Эмпайр Тайд», груженый военным снаряжением и имевшей на борту более 200 спасенных моряков конвоя РQ-17.
Это, наверное, был единственный случай в Баренцевом море, когда парусно-моторный бот, не приспособленный к боевым действиям, заставил отступить подводную лодку. Много позже, из архивных документов стало известно, что это была немецкая субмарина U-601. Все другие номера немецких подводных лодок, о которых дальше пойдет речь, взяты нами из тех же источников.
Из Малых Кармакул «Мурманец» направился в пролив Маточкин Шар, где 18 июля, совместно с 7 судами - остатками каравана РQ-17, отражал налеты немецкого торпедоносца. При этом обратил на себя внимание такой факт - как только торпедоносец, идущий на малой высоте, приблизился к судам, с нескольких из них мгновенно спустили спасательные плоты и стали отгребать к берегу. После налета торпедоносца мы пытались выяснить у английских и американских моряков, почему были покинуты суда. Они очень неохотно признались, что, по их данным, немцы не топят суда, кроме советских, если команда покидает судно не оказывая сопротивления. На наши справедливые возражения, что значительное количество судов конвоя РQ-17 все же были потоплены, они только пожимали плечами. А некоторые из них цинично заявили, что шли в конвои, чтобы заработать за один рейс на небольшой магазин или ранчо, поэтому второй раз погибать на судне они не хотят.
Согласно распоряжению из штаба морских операций, 18 августа г/с «Мурманец» подошел к полярной станции на мысе Желания в ожидании каравана судов, идущих с запада в Карское море. В период с 22 июля по 23 августа г/с «Мурманец» патрулировал в районе мыса Желания, где обеспечивал гидрометеорологической информацией боевые корабли и транспортные суда.
22 августа мне досталась неприятная утренняя вахта. Вахтенный матрос доложил, что среди редких льдин виден подозрительный буран. В бинокль стало четко видно, что это перископ подводной лодки. Дали сигнал боевой тревоги, подготовили пулеметы к бою.
Сообщили в машины - «запустить двигатель». И опять старая история - двигатель может быть запущен не ранее, чем через
полчаса. Вся команда с напряжением следила за движениями подводной лодки. Она под перископом сделала полукруг, а затем полностью погрузилась и ушла в неизвестном направлении. Машина к тому времени заработала, и капитан направил «Мурманец» во льды, куда немецкие подводные лодки не заходили. Очевидно, это была немецкая подлодка U-255, которая через несколько дней обстреляла полярную станцию на мысе Желание 23 августа было получено сообщение из штаба морских операций о том, что в Карское море направляется неприятельский рейдер «Адмирал Шеер», проход которого возможен вокруг мыса Желания.
Видимо судьба была к нам благосклонна, ибо «Мурманец» в это время совершал плавание в том же районе, где рейдер проследовал в Карское море. Наш путь несколько раз пересекался с курсом рейдера, и разница в одних и тех же координатах составляла 4-5 часов.
Разведывательный самолет рейдера обнаружил караван из девяти советских транспортных судов и ледоколов «Ленин» и «Красин», который вышел из Диксона, направляясь в Архангельск. Но в это время упал густой туман, и рейдер каравана не обнаружил.
Печальнее оказалась судьба ледокольного парохода «А. Сибиряков», которого рейдер встретил 25 августа в районе острова Белуха. После неравного боя, длившегося полчаса, «А. Сибиряков» был потоплен. Погибла большая часть экипажа, а остальные были захвачены в плен. 27 августа «Адмирал Шеер» подошел к Диксону и начал обстрел из крупнокалиберных орудий зданий порта, полярной станции и судов, стоящих на рейде. Сопротивление рейдеру оказал л/п «Дежнев» и двухорудийная батарея тяжелых орудий, установленная на причале порта. Рейдер получил несколько попаданий и, прикрывшись дымовой завесой, ушел в открытое море.
Несмотря на такую сложную ситуацию, штаб морских операций сообщил, что «Мурманец» должен продолжать патрулирование в заданном районе, а также подойти к полярной станции на острове Домашний для снятия с нее полярников во главе с Борисом Александровичем Кремером.
3 сентября г/с «Мурманец» подошел к острову Домашний, покрытому снегом. На берегу стояли три человека, что-то кричали и размахивали руками. Спустили с борта катер, на котором отплыли старпом П. А. Савельев, начальник Ледового патруля А. П. Шумский и навигатор В. В. Дремлюг. На берегу мы попали в дружеские объятия полярников, а затем отправились к зданию полярной станции. Это строение было сооружено еще в 30-х годах XX века известными исследователями Северной Земли Г. А. Ушаковым и Н. Н. Урванцевым. Я впервые увидел такую одинокую старую постройку полярной станции. Внутри через маленькие окошки едва пробивался свет. В помещении было тесновато: три койки, деревянные табуретки и стол. По стенам висели шкуры белых медведей и два карабина. Лампочка над столом, несколько полок с книгами да попискивающая рация напоминали о том, что за окном 1942 год.
Из беседы с Б. А. Кремером выяснилось, что полярники на острове Домашний не знали о сложной военной обстановке, сложившейся в навигацию 1942 года у берегов Новой Земли и в Карском море, так как связь по радио была строго ограничена. Мы рассказали им о трагедии конвоя РQ-17, а также о том, что в Карском море находится рейдер «Адмирал Шеер» и несколько немецких подводных лодок. Мы предупредили полярников острова Домашний о возможности прихода в их район немецкой подводной лодки и предложили перейти на борт «Мурманец» для эвакуации на материк. Однако они заявили, что их долг продолжать наблюдения за погодой и льдами в данном районе Арктики, необходимые для советских кораблей и судов.
Снабдив дополнительным продовольствием и углем зимовщиков, мы с тяжелым чувством покинули Домашний. Что ждало их после нашего ухода в то лихолетье? Ведь уже 6 сентября на острове Уединения немецкая подлодка подожгла полярную станцию. По последующим сведениям только сплоченные льды не позволили немецкой подлодке подойти в район острова Домашний.
После смерти по его завещанию Б. А. Кремер был похоронен на острове Домашнем. Более того, в том памятном старом здании полярной станции сейчас организован музей, посвященный исследователям Северной Земли.
6 сентября мы подошли к полярной станции на острове Уединения. Стояла пасмурная, туманная погода. Полярники, зная, что в Карское море проникли немецкие подводные лодки и рейдер, передали по радиосвязи открытым текстом на мыс Челюскин, что около острова находится неизвестный корабль. Поскольку радиосвязь открытым текстом была строго запрещена г/с «Мурманцу», с него начали подавать световые и флажные сигналы, на которые с берега не отвечали. Капитан принял решение уйти от острова во льды.
Полярники острова Уединения жестоко поплатились за свое легкомыслие: сразу же после нашего ухода всплыла подводная немецкая лодка U-251 и обстреляла полярную станцию.
Следуя указанию штаба морских операций, «Мурманец» 8 сентября направился к острову Диксон. При подходе к его берегам весь экипаж высыпал на палубу, ожидая увидеть сожженный и разрушенный поселок и порт. К нашему удивлению, постройки практически совсем не пострадали. Из расспросов жителей мы выяснили, что при подходе к острову Диксон рейдер сосредоточил артиллерийский огонь по двум небольшим островкам, где ранее была расположена батарея орудий, снятая за неделю до событий. Был обстрелян также остров Конус, на котором находился склад горючего. Конечно, основной огонь на себя принял героический ледокольный пароход «Дежнев».
12 сентября 1942 года научно-оперативная группа вылетела в Красноярск, где в то время находилось Главное управление Северного морского пути. Так закончилась моя первая военная навигация в Арктике.
Прошло много лет, а остались вопросы, о которых долго спорили участники Ледового патруля. Почему трижды немецкие подводные лодки, которые могли легко уничтожить г/с «Мурманец», этого не сделали? Ведь в 1943 году они безжалостно расстреляли судно Ледового патруля «Академик Шокальский». Может быть «Мурманец» являлся судном, следуя за которым немецкие подводные лодки изучали ледовую обстановку? А может быть нам повезло, что командовал г/с «Мурманец» опытнейший капитан П. И. Котцов, знавший, когда надо вступать в бой, а когда необходимо уходить от немецких подлодок во льды или отмелые места?»
Плавание г/с "Мурманец" в 1942 г. (Ледовый патруль-18 )
Дремлюг В. В. Морские дороги. От Чукотки до Канарских островов.
- СПб.: Издательство «ГеоГраф», 2006. - 328 c., 24 с. ил. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
«Няръяна вындер» (Красный тундровик).Выпуск № 51 (20110) от 22 мая 2014 г.
Новая Земля в воспоминаниях рядового Канюкова
Сегодня из живых фронтовиков Малой и Большой земли не осталось никого. В моих архивах остались их уникальные воспоминания о войне, одно из них – воспоминание Демьяна Николаевича Канюкова.
Так получилось, что ходить в атаку, рвать мосты ему не пришлось, но на его долю выпала не менее ответственная работа – защищать северные фронтовые рубежи нашей Родины. Эпизоды тех дней все время всплывали в памяти старого солдата, прослужившего в годы Великой Отечественной войны на Новой Земле.
«Осень 1942 года была очень суровой, сильный шквалистый ветер, шторм на море, ледяные айсберги. Высадились в районе Белушьей Губы.
Проверяли мины. Около губы было две батареи с 70-миллиметровыми орудиями. Пристани не было. Пароход выгрузил груз. На берегу солдаты заметили невысокую коренастую фигуру: встречать их вышел командир базы и президент Новой Земли Тыко Вылка. Кстати, Демьян Николаевич позже бывал у него в гостях и вспоминал об этой встрече с удовольствием.
Жили прибывшие защитники Отечества в строении, больше напоминавшем сарай, нежели казарму. Сам поселок маленьким не назовешь: здесь была школа, больница, дом президента, также рядом с жилыми постройками паслось около 300 голов оленей.
По всему острову было девять постов, вспоминает Демьян Николаевич, стоят ь было очень холодно. Выдали обмундирование, поверх шубы надевали тулуп, на ногах валенки. Дежурили по сменам, стояли по три часа, больше на ледяном ветру и сильном морозе было не выдержать.
Однажды со стороны Кармакул появилась подводная лодка, показала перископ, сделала несколько выстрелов. Ненцы, кто был в поселке, побежали в сторону тундры. За ем подводная лодка погрузилась и ушла.
Подлодки особо часто не появлялись в районе расположения воинских частей, чаще пролетали самолеты. В 1943 году после разведывательных полетов зачастили бомбардировщики, оставляя воронки вдоль всего побережья губы. На воду садились гидросамолеты. Двенадцать километров правее Белушьей Губы был сделан аэродром».
Демьяну Николаевичу пришлось служить на взлетной площадке и после Победы, вплоть до 4 марта 1948 года.
После демобилизации, весной 1948 года, молодой фронтовик, солдат Советской армии Демьян Канюков прибыл на самолет е в Нарьян-Мар и, не долго думая, отправился пешком к себе на родину. За семь лет службы он так и не забыл ни одной тропинки, ни одного оврага и пешего брода в тундре, поэтому и добрался до Трех Бугров без особых проблем. А односельчане тогда сразу его и не узнали. В те годы, кто выжил, давно уже с войны вернулся. Большинство земляков Демьяна Николаевича, кто вместе с ним ушел на фронт в 1941 году пропали без вести и не вернулись
назад, поэтому приход каждого солдата с войны воспринимался тундровиками как праздник, воскрешающий надежду на долгожданную встречу и возможную ошибку в сообщениях о гибели малоземельцев.
Ирина Ханзерова
Участник ВОВ Канюков с сыном Александром.
http://nvinder.ru/article/vypusk-no-51-20110-ot-22-maya-2014-g/3426-treugolniki-s-fronta |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Валерьян
Старейшина новоземельцев

Зарегистрирован: 07.02.2010 Сообщения: 564 Откуда: Нарьян-Мар
|
|
|
|
В более ранней публикации Демьян, человек из тундры не видевший
моря, рассказал как он ехал на пароходе "Рошаль" на Новую Землю.
Попали в шторм, всех укачало. Он определил, что волны были высотой
с чум. Шесты, из которых собирают чум метров 5.
Демьяна не стало в 2010 году.
Я сам в 60-х жил и работал в Нельмином Носе, не знал, что он служил
на Новой Земле. Тогда некогда было думать о малой Родине, работа,
семья. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Валерьян
Старейшина новоземельцев

Зарегистрирован: 07.02.2010 Сообщения: 564 Откуда: Нарьян-Мар
|
|
|
|
Fisch писал(а): |
Самолет был вот такой,не очень и большой,АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик. |
Хотя и написано, что самолет отремонтировали и он улетел, что-то не
вериться. При поломке шасси наверняка пострадали воздушные винты
да и двигателям не поздоровилось. Скорее всего в Белушьей, на "косе"
у озера лежал этот самолет со снятыми двигателями.
В мирное-то время при малейшей аварии бросают. Пример: В Рогачево
Ан-24, На ЗФИ брошены не один самолет.
http://militera.lib.ru/memo/russian/shneyder_ig/03.html |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Валерьян
Старейшина новоземельцев

Зарегистрирован: 07.02.2010 Сообщения: 564 Откуда: Нарьян-Мар
|
|
|
|
То, что самолет, действительно, был "СБ" подтверждается и тем, что
в наградном листе на Потапова Федора Николаевича тоже написано:
Цитата. " В феврале 1943 г. самолет "СБ" сделал где-то в тундре
вынужденную посадку...."
И есть фамилия летчика (Крестьянов) записку которого привез
Иван Вылка, когда отыскал самолет в тундре.
Из наградного листа следует, что Иван Вылка (сын Т-Вылки) был
награжден медалями дважды.
Медаль - "За Боевые заслуги" и ранее - "За оборону Советского
Заполярья".
И, все таки, на берегу (косе) в Белушьей лежал именно этот самолет,
никуда он не улетел. Это мое мнение. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Игорь
старший лейтенант


Зарегистрирован: 25.06.2007 Сообщения: 339 Откуда: Нижний Новгород
|
|
|
|
Сыромятников Борис писал(а): | В первую зимовку на Новой Земле полуторатысячный персонал ВМБ обнаружил, что столбик термометра здесь в редкие дни опускается ниже ~30°С, но настоящим бедствием является ветер: продолжительный и сильный, он срывал с гор снежный покров и заносил дома до крыш, выдувал тепло из жилищ и представлял большую опасность для оказавшегося на улице человека.
Неоценимую помощь командованию базы и военнослужащим оказывало немногочисленное население поселка Белушья губа во главе с председателем поссовета И.К. Вылка. Все трудоспособные граждане острова активно помогали строителям, передавая свой многолетний опыт обитания в условиях вечной мерзлоты. Сам Илья Константинович успевал кругом. Как-то в декабре прервалась связь с частями, расположенными в районе Малых Кармакул. Председатель поселкового Совета на собачьей упряжке в лютую непогоду объехал все посты, передал аккумуляторы для станций УКВ и привез в Белушью губу боевое донесение.
Весной 1943 года, согласно плану, нужно было открыть пост СНиС в заливе Абросимова на восточном берегу Новой Земли. … И.К. Вылка на собаках несколько раз пересек гористый участок протяженностью в несколько сот километров между западным и восточным берегами острова, доставляя связистов с имуществом на место. Благодаря этому удалось установить наблюдение за Карской стороной операционной зоны базы.
При строительстве базы не обошлось без несчастных случаев, при разгрузочных работах несколько человек получили серьезные травмы, и их пришлось эвакуировать в Архангельск.
В сентябре 1942 года прервалась радиосвязь с мысом Столбовой. Кроме маяка, на мысе находились гидрометеорологическая станция и артиллерийская батарея, прикрывавшая вход в пролив Маточкин Шар. Командование базы для выяснения причин безмолвия радиостанции послало к мысу гидрографическое судно «Шторм». На борту его находился начальник Новоземельского гидрографического участка старший лейтенант И.А.Фролов. 2 октября судно подошло к мысу, но при развороте для постановки на якорь почти рядом с ним с небольшим интервалом раздались два взрыва. Очевидно, подводная лодка, находившаяся на позиции против входа в Маточкин Шар, произвела двухторпедный залп по «Шторму», но промахнулась и торпеды взорвались при ударе о скалы. Правда, в результате этого на судне все же пострадали вспомогательные механизмы, взрывной волной повредило пятку руля, но обошлось без жертв.
И.А.Фролов на шлюпке высадился на берег. То, что он узнал и увидел, не укладывалось в рамки здравого смысла – погиб личный состав маяка, батареи и гидрометеорологической станции, в живых осталась только жена начальника этой станции. Люди отравились антифризом из бочки, выброшенной морем на берег. Перед командованием Новоземельской ВМБ встала задача формирования из своего личного состава трех подразделений на мысе Столбовой.
Оперативная обстановка в Арктике и задачи Новоземельской ВМБ в 1943 году
Прогноз возможной активизации подводных лодок противника в западных районах арктического участка Северного морского пути был основан на данных об увеличении их численности на северных базах в Норвегии.
Командование СФ и БВФ поставило перед только что созданной на Новой Земле базой задачу укрепления ПЛО и ПВО во всем районе ее операционной зоны. Оборона коммуникаций здесь строилась на основе опорных пунктов – Русская Гавань, Вайгач, Диксон и губа Белушья. Дислоцированы они были на огромной территории и удалены друг от друга значительно: от губы Белушья до пролива Маточкин Шар – 262 мили, до Русской Гавани – 495 миль, до мыса Желания – 514 миль. Естественно, что связь играла особую роль в деятельности этих опорных пунктов. Но в арктических условиях (с частыми магнитными бурями) она не всегда была надежной, к тому же противник стремился наносить удары по радиоцентрам и полярным станциям.
Во исполнение приказа наркома ВМФ № 00301, командованию Новоземельской ВМБ надлежало в 1943 году принять в оперативное подчинение полярные станции ГУСМП с их радиоцентрами в Амдерме, Маточкином Шаре, Югорском Шаре, Малых Кармакулах, на мысах Выходной, Столбовой и Желания, в Русской Гавани, в заливе Благополучия, чтобы организовать на этих станциях посты СНиС, в целях ведения наблюдения за морем и воздухом и немедленного оповещения об обнаружении противника. Это распоряжение было встречено в штыки руководством ГУСМП и в частности И.Д. Папаниным. Адмирал Н.Г.Кузнецов доложил И.В.Сталину о противодействиях со стороны ГУСМП.
На совещание по этому вопросу были вызваны нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов, командующий СФ адмирал А.Г.Головко, И.Д.Папанин и ряд других ответственных работников. И.В.Сталин выслушал мнение сторон, в резкой форме оценил деятельность ряда ответственных лиц и в заключение заявил: «На флоте во время войны должен быть один хозяин – Военно-Морской флот».
За 1943 год количество действующих постов СНиС в операционной зоне базы увеличилось с четырех (на момент открытия базы) до двадцати восьми. В Карском море были оборудованы и открыты посты СНиС на островах Белый, Диксон, Правды Севера, Краснофлотский, Русский, мысах Стерлегова, Оловянный, Челюскина и в устье реки Таймыр.
(Прошу прощения за "длинноту").
С уважением к Землякам,
БДС. |
читаю и не могу не задать вопрос автору текста-как так получается,что посты СНИС организовал уважаемый И.К.Вылко,хотя это было задачей моего отца,специально направленного на НЗ в1942г на должность зам.нач.новоземельской ВМБ? Из воспоминания отца я помню,что он на собаках объехал почти всю НЗ. Каюром его часто был Сын И.К.Вылко- Иван. И рост количества постов СНИС как раз свидетельствует о целенаправленной работе в этом напрвлении с 1943года.
Не в амбициях дело, но странно выходит- Вылко был на НЗ и до 1943года, занимался своей работой- кстати именно он выделял упряжки для поездок. Т.е руководил административно гражданским населеним.Но работой связиста он не мог заниматься.
Отец сам никогда ничего не требовал, часто его забывали-он не был членом партии,не был комсомольцем, происхлждение у него нехорошее было..в партию в ступил много позже после войны,когда сказали-командир части не может быть беспартийным:). Его непосредственным начальником был Григорий Григорьевич Толстолуцкий, еще (плохо помню-мальчишкой был) Галкин Петр Васильевич.( оба адмиралы позже, Толстолуцкий вице-адмирал, Галкин-точно не помню, но контр -адмирал не ниже.). Где найти точную информацию..не знаю. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Игорь
старший лейтенант


Зарегистрирован: 25.06.2007 Сообщения: 339 Откуда: Нижний Новгород
|
|
|
|
наверное он, по дате рождения.Отец был 1912г.р. , мореходку закончил в Питере и в Мурманск на торговые,потом Дежнев,потом И.Сталин-а потом война, стажировка на п/л у Фисановича(Герой сов.союза в поседствии), потом связь и НЗ. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
О службе на НЗВМБ
Колтовой Фёдор Петрович, (1915 г., д. Елисеевская Холмогорского уезда Архангельской
губернии - 1999 г., г. Архангельск). Капитан дальнего плавания. Участник советско-финской и
Великой Отечественной войн. В 1942-1945 гг. служил на Новоземельской военно-морской базе.
Демобилизовался в 1945 г. в звании мичмана.
Воспоминания о службе на Новоземельской военно-морской базе написаны Ф. П. Колтовым в
1987/89 гг. по просьбе сотрудников музея Морского флота СССР и Музея Краснознаменного
Северного флота. Они весьма кратки и лаконичны. Что объясняется как временной
удаленностью от описываемых событий, так и личностью автора записок, скупого на слово и не
склонного к написанию обстоятельных мемуарных документов. Для придания большей полноты
в воспоминания врезаны, курсивом, цитаты из книги "Поселок Белушья Губа - столица
полярного архипелага Новая Земля (1897-1997 гг.)
18 августа 1942 года приказом Народного комиссара ВМФ была образована Новоземельская
военно-морская база в составе Беломорской военной флотилии. Основная задача
Новоземельской ВМБ - защита Новоземельских проливов и подходов к ним.
Днем образования Новоземельской военно-морской базы считается 22 августа 1942 г., когда
был издан соответствующий приказ командующего Северным флотом. Количество личного
состава формируемой базы по штату составляло 1183 военнослужащих (153 человека
офицерского состава, 262 человека старшинского состава, 768 человек рядового состава) и
170 вольнонаемных.
Командование Новоземельской ВМБ должно было: организовать оборону Новой Земли и
западного сектора Арктики в границах оперативной деятельности базы от действий рейдеров,
подводных лодок противника и его морских и воздушных десантов; защищать наши
коммуникации с союзниками и северный морской путь в западном секторе Арктики;
поддерживать выгодный оперативный режим на театре военных действий; создавать условия,
исключающие внезапное появление и безнаказанные действия сил противника в своем районе.
В Белушьей Губе необходимо было срочно сформировать: командование, политотдел,
финотдел Новоземельской военно-морской базы. В состав базы вошли: управление участка,
телефонная станция, радиостанция, ремонтно-линейный взвод, 11 полярных радиостанций
(Маточкин Шар, на мысе Столбовой, на мысе Выходной, в Малых Кармакулах, на мысе
Желания, в заливе Русская Гавань, в заливе Благополучия, а также в Амдерме, в Югорском
Шаре и на острове Вайгач), военно-морская почтовая станция N 1167, отделы тыла базы,
ветеринарное отделение, базовый лазарет, военно-морская прокуратура, 12 постов СНиС (в
губе Белушья, губе Крестовая, в проливе Маточкин Шар, в проливе Костин Шар, на острове
Пахтусова, в заливах Абросимова и Литке, на мысе Меншикова, а так же два поста в проливе
Югорский Шар, на острове Колгуев и на острове Диксон). В состав Новоземельской ВМБ вошел
северный отряд в составе: управление отряда; 1-я группа сторожевых кораблей - ледокол
"Литке" СКР-18, ледокольный пароход "Дежнев" (СКР-19); 2-я группа сторожевых кораблей -
ТЩ-903, ТЩ-904, группа мотоботов ГУСМП ("Норд", "Полярник", "Нерпа"); охрана рейда
Русская Гавань (два СКР); охрана рейда Маточкин Шар: два СКР и береговая батарея N 28
(два 75 мм и два 76 мм орудия). В состав Новоземельской ВМБ также вошел Печерско-
Новоземельский гидрографичесский район. Для обороны губы Белушьей были доставлены с
острова Великий батарея N 240 (два 130 мм орудия), из Мурманска батарея 6-го зенитно-
артиллерийского дивизиона и сухопутная батарея N570 (четыре 152 мм орудия) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
В начале сентября 1942 года по приказу Командующего Беломорской военной флотилии нас,
группу краснофлотцев, забросили в Белушью Губу на Новой Земле для организации
Новоземельской военно-морской базы. В то время я служил в Архангельском районе СНИС
начальником рейдового поста СНИС.
15 сентября 1942 г. в губу Белушью прибыл на самолете командир Новоземельской военно-
морской базы капитан первого ранга Дианов.
С 19 сентября по 8 ноября более двух десятков военных кораблей и транспортов доставили в
Белушью Губу специальные грузы для Новоземельской ВМБ. Малочисленный личный состав
базы с помощью жителей становища круглосуточно производил разгрузку кораблей на
необорудованное побережье.
Сначала жили мы в палатках, позднее в землянках, еще позднее уже в деревянных домиках.
При жизни в палатках, когда просыпались, то волосы примерзали в подушкам. Баня была
маленькая, в ней был большой чан, в который мы клали снег и его таяли. И так мылись.Очередь доходила раз в месяц.
В 1942 г. в различных пунктах архипелага строятся военные объекты Новоземельской ВМБ. 10
сентября построен аэродром у залива Рогачева (две взаимопересекающиеся полосы
размерами 160х1000 м и 700х100 м). 16 сентября ставится батарея N 240 (два 130 мм орудия)
на мысе Литке. 25 сентября заканчиваются работы по сооружению морского аэродрома в
бухте Самоед губы Белушьей. 1 октября установлена зенитная батарея N 965 (четыре 37 мм
орудия) в становище Лагерное и полубатарея N 960 (два 37 мм орудия) в Малых Кармакулах. 4
октября были сооружены две полубатареи N 960 (два 37 мм орудия) у аэродрома Рогачево. 25
ноября на мысе Морозова установлена подвижная батарея N 570 (четыре 152 мм орудия). 10
декабря 1942 г. на острове Колгуев была поставлена батарея N 645 (два 102 мм орудия).
Обстановка была такова: мы обеспечивали наблюдение и связь, вокруг Новой Земли
находились посты СНИС. С них получали донесения и передавали на Большую Землю. Через
нас шли донесения и с Диксона. Осенью 1942 года у нас, в губе Белушьей, стояло много
торговых судов, которые затем шли дальше, в Англию и Исландию. В 1942 году здесь зимовал
СКР-19 ("Дежнев"), после боя с карманным линкором "Адмирал Шеер". На мысе Лилье
находилась батарея и сигнальный пост, стрелковая рота. В Рогачево располагался аэродром.
Несли службу, учились. Жизнь была суровая, обстановка - как на фронте. Часто проводились
базовые учения. Неоднократно наблюдались эшелоны немецких самолетов, которые держали
курс на мыс Лилье, оттуда поворачивали на Архангельск и бомбили его. Налетов на базу было
немного.
По некоторым сведениям, на северо-восточном побережье Новой Земли была расположена
база немецких подводных лодок. Здесь, в 2,5 км к югу от мыса Желания, отстаивались
фашистские подводные лодки.
Больше вреда приносили подводные лодки, которые топили корабли в Карском море и в
проливах, на подходе к Белушьей губе. Был такой случай, когда 2 тральщика конвоировали п/х
[пароход] "Рошаль". Последний имел приличную скорость и ушел, а тральщики были
торпедированы на виду у нас и затонули.
В становище Малые Кармакулы подводной лодкой расстреляны 2 самолета типа "Каталина".
Уничтожались посты СНИС (на мысе Желания). Но все же Новая Земля оставалась нашей.
Командовал Новоземельской военно-морской базой замечательный командир и человек
капитан I-го ранга Дианов Александр Иванович (в 1947 г. я его встречал во Владивостоке).
Начальником политотдела был капитан II-го ранга Ушаков. Позднее, командование базой
приняли капитан I-го ранга Макин и начальник политотдела - капитан II-го ранга Спиридонов.
Начальником связи был сначала Полищук, затем - капитан II-го ранга Терещенко, позднее -капитан-лейтенант Андреев. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Несмотря на зимние условия, к 1 января 1943 г. были закончены основные работы по
строительству жилых и вспомогательных помещений и складов. Большинство военнослужащих
жили в землянках до 1943 г., когда были доставлены в разобранном виде рубленые домики.
В 1944 году построили штаб базы, клуб, баню. Связь с Большой Землей прекращалась с уходом
последних кораблей. Почту получали редко. Ее сбрасывали с самолетов. Были случаи потери
людей, по случаю сильной пурги. Силой ветра сносило человека с ног. Люди замерзали, когда
приходили в базу за хлебом, с Рогачева.
В половине 1943 года меня перевели в штаб офицером дежурной службы по связи базы, где я
и служил до момента демобилизации. Выполнял большую общественную работу в своей части:
был редактором стенной газеты, заместителем секретаря парторганизации района СНИС, а
позднее стал секретарем парторганизации района СНИС.
К нашему приезду в Белушьей губе находилось только 4 дома: школа, лазарет, домик И. К.
Вылко, дом промышленников и еще была избушка на угоре, где сначала помещалась вся связь.
После появились приемный и передающий радиоцентры.
Радисты у нас являлись хорошими специалистами. Все пришли с судов торгового флота: как
Иван Червяков, Василий Плоский и другие.
В 1942 г. немцы проникли к берегам Новой земли. В этом году известный немецкий синоптик
Руперт Гольцафель дважды побывал на острове Междушарский. Германскими военными были
установлены в различных пунктах архипелага автоматические радиометеостанции.
Да. Был еще такой случай. Когда мы высадились и раскинули пост на крыше школы, то первое
время, часов в одиннадцать, с острова Междушарский поднимался самолет Ю-88 и делал
облет базы по горизонту. Облетит и скроется в том же районе. После был сделан десант на
боте "Мурманец" в тот район. В этом десанте участвовал и я. На острове Междушарский обнаружили большие аккумуляторные батареи для питания лодок, которые уничтожили. С того
времени самолет уже больше не появлялся.
День Победы я встретил, будучи на дежурстве, и первый известил начальство базы об этой
большой радости.
Демобилизовался в октябре 1945 года и возвратился в свое Северное морское пароходство,
где проработал капитаном на судах до 1980 года."
Ф. Колтовой |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
«БУМАЖНИК» 8 мая 2010 г.№18 (4283). |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Наградной лист на старшину сигнальщиков Новоземельского участка СНИС главстаршину Колтового Ф.П.
Подписал Врио н-ка Новоземельского р-на СНИС л-т Житецкий
I.Заключение вышестоящего начальства.
Достоин правительственной награды.
Представляю к ордену "Красная Звезда" .
Командир НЗ ВМБ капитан 1 ранга Дианов
16.09.44
II.Заключение военного Совета Флота.
Наградить медалью "За боевые заслуги".
Командующий БФ вице-адмипал Пантелеев.
Член Военного Совета БФ контр-адмирал Ананьич.
7октября 1944 г. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Игорь
старший лейтенант


Зарегистрирован: 25.06.2007 Сообщения: 339 Откуда: Нижний Новгород
|
|
|
|
спасибо! Мне кажется весь лист написан рукой отца(я могу ошибаться),похож почерк.
Узнала сестра руку отца тоже.
Спасибо еще раз.Жаль что уровень награды вышестоящее начальство снизило...Спасибо еще раз проняло сестру до слез .
Последний раз редактировалось: Игорь (Вт Апр 14, 2015 17:25), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Цитата: | 16 сентября ставится батарея N 240 (два 130 мм орудия)
на мысе Литке. |
Вообще то на м.Лилье.Эта ошибка кочует по всему интернету.
Наградной лист на ст.лейтенанта командира батареи №240 Седова А. Г.

Последний раз редактировалось: Fisch (Вт Апр 14, 2015 17:29), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Новоземельские вести № 478
Новоземельские вести № 478 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Новоземельские вести № 479 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Канюков Демьян Николаевич
(1924-2010)
Призывался в августе 1942 г. Воевал на Новой Земле в береговой охране, отражали атаки немецких самолётов. После войны оставался на Новой Земле еще два года.
Демьян Николаевич вспоминал: "Мы тогда были молодые, все охраняли, смотрели все берега, нет ли подводных лодок. 4 марта 1948 году вышел указ Министра обороны – демобилизовался. После войны стал работать в колхозе, затем в оленеводстве 40 с лишним лет. Когда воевал на Новой Земле, из нашего города были два парня, были ребята из Мезени, из Лешуконского, из п. Нельмин Носа был один. Сейчас в тундру не езжу, занимаюсь домашними делами, помогаю растить внуков и внучек, являюсь участником Всесоюзной с/х выставки с 1955- 1957г.г. "
http://veterann-nos.narod.ru/kanykovdn.htm
Наградной лист на стрелка 440 ОМСР НЗВМБ Канюкова Демьяна Николаевича
Наградной лист на стрелка 440 ОМСР НЗВМБ Канюкова Демьяна Николаевича
Самолёт тоже искал |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина
|