Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
mithman74_82
лейтенант

Зарегистрирован: 11.01.2011 Сообщения: 206 Откуда: Беларусь
|
|
|
|
Да уж, сам, будучи сверхсрочником, первому увиденному мичману отдавал воинское приветствие строевым и на полусогнутых в 81 обсрк (Николаев), потом вместе  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
Новоземельская эскадрилья
1976 год для нарьян-марских авиаторов обещал быть совершенно обычным: перелеты по окружным населенным пунктам, доставка грузов, продуктовые рейсы - все, как всегда. «Аннушки», «мишки» и в то время считались главными воздушными извозчиками Заполярья, лишь с той разницей, что тогда эти летающие «воробьи» и «стрекозы» были гораздо новее и презентабельнее. Но в начале года вдруг в Нарьян-Марский авиаотряд поступило сообщение о том, что наши летчики должны создать эскадрилью воздушных судов (ЭВС) из Ми-8 для работы на Новой Земле.
В те годы все знали, что архипелаг является военным полигоном, что, начиная с 1955-1956 годов, оттуда выселено все население, а на острове систематически проводятся ядерные (подземные и подводные) взрывы.
Многие жители нашей страны лишь спустя десятилетия узнали о том, что в октябре 1961 года здесь была взорвана самая мощная по тем временам водородная бомба в 50 мегатонн. Столб взрыва тогда поднялся вверх на 70 километров, страшное свечение наблюдалось по всему Северу. Рассказывали, что сильные колебания воздуха ощущались за 1000 километров от эпицентра. В Амдерме, Варнеке, на Колгуеве в окнах домов потрескались стекла.
Что такое радиация, все мы знали, но отказаться от полетов на Новую Землю не могли: в те годы чувство патриотизма было превыше всего. Каждый командир был членом Коммунистической партии, поэтому особо рассуждать не приходилось - надо так надо, долг превыше всего.
В то же время мы прекрасно понимали, что летать на вертолетах Ми-8 над тундрой - это одно, а над гористой местностью, вдоль ущелий и скальных откосов - совсем другое. Даже для воздушных асов понадобилась серьезная тренировка полетов в гористой местности. Тренировочной базой выбрали район Воркуты. Уральские горы по своей структуре схожи с новоземельскими, лишь с той разницей, что вершины здесь пологие, с них при определенной тренировке можно взлетать и садиться, а Новая Земля - это совсем другое.
Большинство гор там остроконечные и крутые, узкие расщелины в скалах и постоянно дующие сильные ветры.
В апреле 1976 года наш экипаж впервые увидел все это своими глазами, ощутил атмосферу, в которой нам предстоит работать.
Ми-8 с проверяющим штурманом В. Приходько, командиром судна В. Лазаревым, вторым пилотом Ю. Созоновым и бортмехаником А. Беликом, преодолев маршрут в несколько сотен километров из Нарьян-Мара, через Амдерму и Вайгач приземлились в аэропорту Рогачево на Новой Земле. Поселок Рогачево внешне напоминал сверху нашу Амдерму, только размером немного поменьше. То, что это не совсем обычный поселок, было видно с самого начала: здесь был очень приличный аэровокзал, остекленный командно-диспетчерский пункт, большая взлетная бетонная полоса, куда в условиях Арктики могли приземляться и гражданские самолеты, и военные истребители. Нас встретили, и первое, что бросилось в глаза: все военнослужащие ходят здесь в морской форме, гостиницу называют кают-компанией, комнату - кубриком. Поразило нас, жителей Нарьян-Мара ( где был дефицит, талонная система), разнообразие меню в местной столовой. Здесь на столиках стояли вазы со свежими фруктами, салаты из свежих огурцов и помидоров, то, о чем рядовые жители Крайнего Севера в апреле 1976 года и мечтать не могли. В общем, обслуживание, как в хорошем ресторане. Нам определили район полетов от Рогачева до поселка Северный (на многих более ранних картах он назывался Лагерным). На каждом вертолете установили приборы для замера радиации. Первый раз мы столк-нулись с ее проявлениями сразу при подлете к Северному. Как только это произошло, Ми-8 взял курс в направлении моря, подальше от скалистого берега, и шкала дозиметра стала падать.
При подлете к устью Маточкина Шара нам открылась очень узкая расщелина в скале, слева и справа были густые облака, казалось, мы входим в какой-то таинственный туннель, но над поселком Северным мы сумели сделать круг и приземлиться. Поселок - небольшой, вокруг одни казармы и домики, где жили в те годы ученые-ядерщики. И в Рогачеве, и здесь уровень радиации не превышал опасной нормы, так как на этих участках проводились подземные взрывы, и вся основная радиация скапливалась в скальных породах.
Наша работа в этой зоне заключалась в том, чтобы ставить на вершинах скал вышки для осуществления топографических замеров. Говорят, что после взрывов скалы нередко уменьшались в размере и из мелких трещин могла вырваться радиация. Нам несколько раз попадались такие вершины, они напоминали собой вулканы после извержения, края их были оплавлены. Садились мы с экипажем и на Панькову Землю, именно на этом месте был осуществлен надземный взрыв 1961 года. Мы там брали пробы и увидели, что даже по прошествии 15 лет следы от этого страшного испытания остались на земле. Еще бы, нам всем было хорошо известно, сколько потрясений тогда принес взрыв водородной бомбы: вдоль восточного побережья Баренцева моря плавала дохлая рыба, много оленей погибло в Карской тундре и на границе с Республикой Коми.
Когда наш экипаж работал на Новой Земле, там тоже проводились взрывы, но в такие дни нам не разрешали вылет. Мы находились в гостинице и несколько раз были свидетелями того, как после «мероприятий»(слово «взрыв» произносить запрещалось) сначала начинала качаться люстра над головой, а затем и сам остров, как большой корабль в океане, начинал качаться. Погода на острове вообще меняется часто, но в такие дни практически минут за 10-15 туман окутывал весь остров. Нам приходилось летать и в такую погоду, так как после взрывов необходимо было проводить радиационную дозиметрию.
Что еще удивило нас на архипелаге, так это огромные стада диких оленей, они крупные и все светло-серого окраса. Белые медведи тоже, как нам показалось, необычных размеров. Раньше большинство из нас видели их только в зоопарке, из-за худобы они и выглядели там иначе. Здесь же отдельные особи, с которыми нам приходилось встречаться, достигали трех метров в длину, весили более полутонны. Помню, как-то раз экипаж Ми-8 выполнял рейс Рогачево - Белушье. Разгрузились в Белушье и внизу заметили группу белых медведей. При подлете медведи бросились врассыпную, все кроме одного. Один, видимо, старший побежал в сторону моря и поплыл. Мы приземлись, вышли из машины, стали наблюдать за «пловцом». Непонятно было, куда он направляется: впереди ни земли, ни льдины. Видимо, медведь это тоже сообразил, резко повернул назад, доплыл до берега и с ревом бросился к нашему вертолету. Мы едва успели забежать в кабину, благо винты уже работали на полную мощность. Медведь без страха приблизился к Ми-8, встал на задние лапы в то время, когда наша машина уже начала отрываться от земли, и со всего размаха ударил лапой по стойке шасси. Удар был довольно ощутимым. Экипаж не стал более испытывать судьбу, набрал высоту и направился в сторону поселка Рогачево.
Нашему экипажу пришлось еще несколько раз вылетать на Новую Землю, пока не случилась страшная авария нашего Ми-8.
В конце августа 1976 года я летел уже с новым экипажем в район поселка Северный. В полете возникла нестандартная ситуация, описывать которую со всеми техническими подробностями не буду. Скажу лишь, что на острове очень трудно определить не только точное направление ветра, но и его силу: если у земли она одна, то на высоте 1200 или 1800 метров совсем иная.
При заходе на посадку над одной из вершин вертолет из-за сильного попутного ветра и низкой скорости машины при снижении едва сумел зацепиться шасси за вершину. О нормальной посадке и речи не шло, мы просто ударились о нее, хвостовой винт разрушился и вертолет начал беспорядочно вращаться влево. Наконец, зависли на краю вершины, но это был еще не конец ужаса. Техника продолжала работать и вертолет свалился вниз со скалы, падал и разваливался при падении. Летчики потеряли сознание. Последнее, что я отчетливо слышал, это шипение, которое издавал наш Ми-8. Казалось, он говорил: «Что же ты со мной сделал?!» У меня была разбита голова, снег рядом был пропитан кровью, это, пожалуй, последнее, что я видел перед потерей сознания.
Не буду рассказывать дальше о работе комиссии, экспертизах, выяснениях обстоятельств аварии. Скажу лишь, что члены экипажа не были признаны виновными, как и положено, за все отвечал командир. Я, Лазарев Виктор Федорович, вскоре оформил летную пенсию и уехал из Нарьян-Мара, мой товарищ - второй пилот Юрий Созонов - через год умер от белокровия, ему тогда исполнилось 25 лет. Второй пилот Саша Кусков закончил Академию гражданской авиации и стал командиром объединенного отряда в Тюмени.
Я помню всех, с кем мне пришлось работать в те годы: Саша Бахан, Миша Назаренко, Вася Клименко, Виталий Фисун, Володя Кушкин, Юра Огарков - поэтому свой материал хочу посвятить всем нарьянмарским авиаторам, настоящим асам заполярного неба. Я всегда вспоминаю Нарьян-Мар, не могу забыть свою родину, когда по телевизору показывают снежные просторы, оленьи стада, чумы или нарты, я не могу оторваться от экрана и готов смотреть на все это великолепие бесконечно. Говорят, Север вообще невозможно забыть, как и людей, с которыми здесь познакомился и подружился. Заполярная дружба - это навсегда.
С уважением ко всем, кто меня знает и помнит, Виктор Федорович Лазарев
Пожалуйста, напечатайте в газете мой адрес, чтобы кто-нибудь откликнулся на это письмо-воспоминание: 600028, город Владимир областной, улица Сурикова, 26, кв 44
Материал к печати подготовлен Ириной Ханзеровой
газета "Няръяна вындер" ("Красный тундровик") Выпуск от 30 апреля 2009
www.nvinder.ru |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Fisch писал(а): | Поразило нас, жителей Нарьян-Мара ( где был дефицит, талонная система), разнообразие меню в местной столовой. |
В 1976 году в СССР еще не было никакой талонной системы.
Fisch писал(а): | И в Рогачеве, и здесь уровень радиации не превышал опасной нормы, так как на этих участках проводились подземные взрывы, и вся основная радиация скапливалась в скальных породах. |
А что разве в районе Рогачево в 70-х взрывали???
Fisch писал(а): | Мы находились в гостинице и несколько раз были свидетелями того, как после «мероприятий»(слово «взрыв» произносить запрещалось) сначала начинала качаться люстра над головой, а затем и сам остров, как большой корабль в океане, начинал качаться. |
Очередные "байки из склепа"??? Тут уже весь остров качается от Северного до Рогачей, а Сан Саныч в теме "Ядерные взрывы на Новой земле, Кинохроника" не поверил что при взрыве корабль в Маточкином шаре качается.
Fisch писал(а): | Мы приземлись, вышли из машины, стали наблюдать за «пловцом». Непонятно было, куда он направляется: впереди ни земли, ни льдины. |
Никогда бы не подумал что в 70-е годы в небе над режимным объектом царила такая анархия. Хотя как известно самые правдивые люди на свете это рыбаки, охотники и...летчики.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
mithman74_82
лейтенант

Зарегистрирован: 11.01.2011 Сообщения: 206 Откуда: Беларусь
|
|
|
|
Арнольдыч, была талонная система в Нарьян-Маре в 70-х годах. Летели с отпуска, НЗ не принимала, посадили в Н-М с ночевкой. Доставили в гостиницу, нашлось время пройтись по городу. Магазины - пусто, только оленина черная какая-то и спирт. Что-то еще было, купить хотели, перекусить - сказали, что по талонам.
Насчет радиации. Я понял так, что он сравнивает радиацию в Северном и в Рогачах, а не говорит об испытаниях.
Люстры качались до 75, в 76 уже нет (до 200 килотонн)
Насчет посадки вертолета - верю, сам не раз был свидетелем, на КДП сообщают, что надвигается (попали) в заряд, совершили посадку. А вот что медведь напал на работающий вертолет...  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
mithman74_82 писал(а): | Арнольдыч, была талонная система в Нарьян-Маре в 70-х годах. |
Не буду спорить.В Мурманске талоны появились в середине 80-х.
mithman74_82 писал(а): | Насчет радиации. Я понял так, что он сравнивает радиацию в Северном и в Рогачах, а не говорит об испытаниях. |
Я как понял так и прокомментировал.
mithman74_82 писал(а): | Люстры качались до 75, в 76 уже нет (до 200 килотонн) |
У него весь остров качается, а мне за корабль не поверили.
mithman74_82 писал(а): | Насчет посадки вертолета - верю, сам не раз был свидетелем, на КДП сообщают, что надвигается (попали) в заряд, совершили посадку. А вот что медведь напал на работающий вертолет... |
А на КДП сидит дурак РП и "метео" у него "спит под шапкой".
С медведем просто, no comment. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
mithman74_82
лейтенант

Зарегистрирован: 11.01.2011 Сообщения: 206 Откуда: Беларусь
|
|
|
|
Арнольдыч, ей-богу знали, но закрывали глаза и уши. Обычно такие посадки делались, чтобы загрузить тушу оленя, снизиться, уйти от локатора и нырнуть в ущелье, подлететь к озеру и выгрузить рыбаков (загрузить рыбу), затем возвращались в то-же место и вверх. В общем, все повязано в то время было. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Сквозь зубы сплевывая воск
Сказал Икар, сжимая веки:
"Да, в этом роде войск,бардак останется на веки". |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
|
|
Честно говоря, после прочтения писать не собирался, но «раз пошла такая пьянка…», тьфу, обсуждение…
Правда, автор опуса не Fisch, а Лазарев В.Ф., так что какое-то заочное обсуждение получается.
Fisch писал(а): | 1976 год … вдруг … поступило сообщение о том, что наши летчики должны создать эскадрилью воздушных судов (ЭВС) из Ми-8 для работы на Новой Земле. | Такое ощущение, что до 76-го на Новой вертушек не было.
Fisch писал(а): | В те годы все знали, что архипелаг является военным полигоном, ….а на острове систематически проводятся ядерные (подземные и подводные) взрывы. |
Fisch писал(а): | Многие жители нашей страны лишь спустя десятилетия узнали о том, что в октябре 1961 года здесь была взорвана самая мощная по тем временам водородная бомба в 50 мегатонн | А многие и до сей поры об этом не знают.
Fisch писал(а): | В апреле 1976 года …Поселок Рогачево внешне напоминал сверху нашу Амдерму, только размером немного поменьше. | Ну,да,да. Только в Амдерме уже весна, а в Рогачах снег по… самое не балуйся.
Fisch писал(а): | …все военнослужащие ходят здесь в морской форме… | Интересно, куда же «партизаны» подевались…, да и другие «не флотские».
Fisch писал(а): | Поразило нас, жителей Нарьян-Мара ( где был дефицит, талонная система), разнообразие меню в местной столовой. | arnoldych.69 писал(а): | mithman74_82 писал(а): | Арнольдыч, была талонная система в Нарьян-Маре в 70-х годах. |
Не буду спорить.В Мурманске талоны появились в середине 80-х. | Тоже спорить не буду, но в 1989-м в Петрозаводске талонов не заметил.
Fisch писал(а): | Здесь на столиках стояли вазы со свежими фруктами, салаты из свежих огурцов и помидоров, то, о чем рядовые жители Крайнего Севера в апреле 1976 года и мечтать не могли. | Уже не первый пост со свежими фруктами и салатами, а где-то нестандартную черешню в нагрузку к «дефицитному» спиртному прилагали и народ ею мусорные баки «кормил»… За время службы я раз 8-10 летал в командировку в Белушку в Спецстрой, когда на пару дней, когда на неделю. А т.к. на то время в Северном был совсем маленький магазинчик (слово «чипок» не употреблялось, видимо прижилось позже), то не походить по магазинам в столице было нельзя. Деньги были. Вот только с фруктами и овощами была напряженка. Ну, ладно я, срочник. Вот в офицерской столовой это было… Но возникает вполне резонный вопрос: Почему же до офицеров Северного фрукты и овощи не доходили? (Во всяком случае, в том изобилии, о котором здесь пишут).
Fisch писал(а): | В общем, обслуживание, как в хорошем ресторане. | М-да… без комментариев, дешевле обойдётся.
Fisch писал(а): | Нам определили район полетов от Рогачева до поселка Северный (на многих более ранних картах он назывался Лагерным). | Интересно было бы посмотреть на эти «ранние» карты. На моей развалины Лагерного есть и сейчас, вот только к Северному они отношения не имеют.
Fisch писал(а): | На каждом вертолете установили приборы для замера радиации. Первый раз мы столк-нулись с ее проявлениями сразу при подлете к Северному. Как только это произошло, Ми-8 взял курс в направлении моря, подальше от скалистого берега, и шкала дозиметра стала падать. | Ну, упал дозиметр, с кем не бывает, поднял и лети прежним курсом, чего менять курс то. Тем более, что при подлете к Северному полет проходит над «долиной» Маточкина Шара и повернуть к морю это развернуться на 180 град, т.е. в обратный путь. К слову сказать, до 1976 года подземные испытания проводились севернее (немного) и юго-восточнее посёлка, а вертолеты подходили с юга, юго-запада. Так что почему дозиметр свалился можно только гадать.
Fisch писал(а): | При подлете к устью Маточкина Шара нам открылась очень узкая расщелина в скале, слева и справа были густые облака, казалось, мы входим в какой-то таинственный туннель, | Бред какой-то, пролив шириной 2000 метров у него узкая щель в скале.
Fisch писал(а): | …но над поселком Северным мы сумели сделать круг и приземлиться. | Умелец, блин! Не понятны две вещи: 1. На чём товарисч летал? (как на самолете, ушел на второй круг?), кстати, вертолетная площадка в 1976 располагалась на открытом месте, была покрыта металлом и имела, весьма, достойные размеры, на глазок 60х300 м и 2. На кой ляд кружить над поселком за 1,5 – 2 км от вертолетки?
Fisch писал(а): | Поселок - небольшой, вокруг одни казармы и домики, где жили в те годы ученые-ядерщики. | Учёным-ядерщикам больше заняться было не чем, хлебом не корми, дай пожить на полигоне.
Fisch писал(а): | И в Рогачеве, и здесь уровень радиации не превышал опасной нормы, так как на этих участках проводились подземные взрывы, и вся основная радиация скапливалась в скальных породах. | Присоединяюсь к Арнольдычу.
Fisch писал(а): | …Наша работа в этой зоне заключалась в том, чтобы ставить на вершинах скал вышки для осуществления топографических замеров. Говорят, что после взрывов скалы нередко уменьшались в размере и из мелких трещин могла вырваться радиация. Нам несколько раз попадались такие вершины, они напоминали собой вулканы после извержения, края их были оплавлены. | Он забыл написать, что иногда тихо булькающая в кратере вулканов радиация вдруг вскипала, переливалась через край, и с тихим шипеньем ручьями стекала к подножью, светясь и переливаясь радужным светом.
Fisch писал(а): | Когда наш экипаж работал на Новой Земле, там тоже проводились взрывы, но в такие дни нам не разрешали вылет. Мы находились в гостинице и несколько раз были свидетелями того, как после «мероприятий»(слово «взрыв» произносить запрещалось) сначала начинала качаться люстра над головой, а затем и сам остров, как большой корабль в океане, начинал качаться. Погода на острове вообще меняется часто, но в такие дни практически минут за 10-15 туман окутывал весь остров. Нам приходилось летать и в такую погоду, так как после взрывов необходимо было проводить радиационную дозиметрию. | «Султыжка» великая вещь. (Ну, не трезвую же голову всё это привиделось)
Fisch писал(а): | Мы приземлись, вышли из машины, …Мы едва успели забежать в кабину, благо винты уже работали на полную мощность. | Т.е. они гуляли, оставив машину с винтами, работающими на полную мощность? Я, наверное, чего-то не понял…
Fisch писал(а): | Медведь без страха приблизился к Ми-8, встал на задние лапы... | Камикадзе какой-то, башкой под работающий на полную мощность винт (про рёв движка я уж молчу).
Fisch писал(а): | В конце августа 1976 года я летел уже с новым экипажем в район поселка Северный. …… Скажу лишь, что на острове очень трудно определить не только точное направление ветра, но и его силу: если у земли она одна, то на высоте 1200 или 1800 метров совсем иная. | Не знаю можно ли говорить, но не только на Новой Земле, не только на острове, но и на сугубо равнинной местности иной раз наблюдается та же картина. Ветер у земли дует в одну сторону, а облака на высоте 200-400 м летят в другую.
Кстати, самая высокая точка в районе Северного это пик Седова 1114 м при чём тогда «1200 или 1800 м».
Fisch писал(а): | У меня была разбита голова, снег рядом был пропитан кровью, это, пожалуй, последнее, что я видел перед потерей сознания. | Грех ёрничать при беде. Замечу только, что в августе снег в Северном ещё не ложится, а 1976 его точно не было
Последний раз редактировалось: Alex Alex (Сб Мар 19, 2011 15:36), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Alex Alex писал(а): |
Fisch писал(а): | …но над поселком Северным мы сумели сделать круг и приземлиться. | Умелец, блин! Не понятны две вещи: 1. На чём товарисч летал? (как на самолете, ушел на второй круг?), кстати, вертолетная площадка в 1976 располагалась на открытом месте, была покрыта металлом и имела, весьма, достойные размеры, на глазок 60х300 м и 2. На кой ляд кружить над поселком за 1,5 – 2 км от вертолетки?
|
Здесь Сан Саныч все верно. Так положено на любых видах ЛА особенно при заходе в первые на незнакомую площадку.
Да и вообще ЛА как известно взлетают и приземляются против ветра, кто его знает откуда тогда дуло и какой заход ему дали. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
|
|
Дима!
За инструкцию промолчу, не знаю, но ... посмотри лучше ещё раз ролик Перелёт в пос. Северный. Совершенно стандартный подход к поселку, заход на посадку и панорама окрестностей вертолетки. Замечательно показан вход в пролив - "узкое ущелье в скале".
P.S. С вертолетки показан пролив Маточкин Шар в сторону Баренцова моря, можно прикинуть, что будет видно "с воды" находясь в проливе и на каком расстоянии. Но это я так, к слову. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
А где это ролик???
Видимо тогда пилотам дали такой заход. Авиация как и восток, дело тонкое.
Со всеми остальными комментами к статье Лазарева В.Ф. я с тобой полностью согласен на 100+100+100%. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Но СМСТ"Двина " все равно при взрыве прыганула изрядно....
Alex Alex писал(а): |
Совершенно стандартный подход к поселку, заход на посадку и панорама окрестностей вертолетки. |
Саша, просто пилотам дали прямой заход, без круга.
Ребята!!! Летчики!!! Подскажите какая ВПП в Северном???
Судя по моим тупым прикидкам с транспортиром в Google Earth приблизительно 30-12
На ролике верт совершает прямой заход на полосу 30. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
|
|
Стандартный означает только одно - я наблюдал его в течении двух лет (очень писем ждал). Сначала еле слышный звук, через некоторое время точка на фоне сопок и до посадки.
Встречаются два рыбака.
Один: "А я вчера сома на 100 кг вытащил!"
Второй, скромно:" Да я тоже вчера блесну покидал... Так себе — одну щучку взял килов на 10... Домой принес, брюхо вспорол — а внутри старинный фонарь с вензелем и написано по-англицки: Джеймс Кук, 17такой-то год... И ещё горит..."
Первый, подумав: "Слушай, я со своего сома 90 кг сброшу, но ты фонарик-то погаси!"
Последний раз редактировалось: Alex Alex (Сб Мар 19, 2011 18:51), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Стояли в пролив. В виду поселка. Это я точно помню. Прыгнула не прыгнула но очково было. Как будто под мидель кувалдой размером с "Двину" врезали, потом пошла мелкая вибрация и все. А я и еще несколько не особо умных залезли в фальш-трубу и смотрели в приоткрытую дверь что будет во время взрыва. Каждый увидел что хотел.
Лучше подскажи какая ВПП в Северном. Только не говори что бетонка,я это и так видел. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ветеран
старшина 1 статьи


Зарегистрирован: 28.10.2008 Сообщения: 56
|
|
|
|
Ув Fisch
Прочитал Выши воспоминания - "Новоземельская эскадрилья".
Материал к печати подготовлен Ириной Ханзеровой. Ирина могла бы отредактировать, конечно, интернет доступен везде!!!
31.07.1954 г. вышло закрытое Постановление №1559-699 Совета Министров СССР oб оборудовании на Новой Земле "Объекта-700", а 17.09.1954 г. подписана директива Главного Штаба ВМФ СССР со штатной структурой новой воинской части 77510. В ее состав вошел транспортный авиационный отряд (впоследствии переименован в 194 отдельную смешанную авиационную эскадрилью). Но для этих целей привлекались и летательные аппараты гражданской авиации, для всех это было новое, тайное, за семью печатями.
В целом мне понравилось. Удар медведя по колесу вертолета лапой пришлось испытать, думали, что лопнул пневматик.
Ув. коллеги давайте не будем придираться к автору рассказа.
Все таки немало налетал он в полярной авиации, да и жизнью рисковал не раз. Пожелаем удачи. И ждем новых рассказов.
С ув.
Последний раз редактировалось: Ветеран (Сб Мар 19, 2011 20:45), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
О!!! Живой пилот Ми-8!!!!!
У меня будут 2 вопроса.
1.Какая полоса в Северном???
2. Какая максимально допустимая горизонтальная посадочная скорость вертолета Ми-8?? |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
|
|
Уточни вопрос про ВПП.
Я уже писал: в то время ВПП покрыта перфорированным металлом, по памяти 60 м в ширину и 300 м в длину.
А можно вот так:
Во время обслуживания на полярном аэродроме Маточкин Шар. Февраль 1941г.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Меня интересуют цифры написанные на торцах ВПП, на исполнительном. В мои времена ВПП была уже бетонная. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ветеран
старшина 1 статьи


Зарегистрирован: 28.10.2008 Сообщения: 56
|
|
|
|
Коллеги не забываете, что речь идет о 1976 г.
В эскадрилье летали Ми-8 и Ми-6 и садились и взлетали на северном по вертолетному с контрольным висением (особенно зимой).
Alex Alex писал(а): | Уточни вопрос про ВПП.
Я уже писал: в то время ВПП покрыта перфорированным металлом, по памяти 60 м в ширину и 300 м в длину. |
Совершенно в яблочко, а в центре пятак из аэродромных плит. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
|
|
Ветеран писал(а): | а в центре пятак из аэродромных плит. | Может быть позже, после осени 1976. Во всяком случае память не сохранила. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Ветеран писал(а): | Alex Alex писал(а): | Уточни вопрос про ВПП.
Я уже писал: в то время ВПП покрыта перфорированным металлом, по памяти 60 м в ширину и 300 м в длину. |
Совершенно в яблочко, а в центре пятак из аэродромных плит. |
Каким курсом вы заходили на посадку??? Хотя бы в сторону Маточкина Шара???
Просто я хочу попробовать для сима FSX слепить в меру сил сценарий аэродрома Северный на НЗ. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Chernayvi
старший мичман


Зарегистрирован: 10.12.2007 Сообщения: 134 Откуда: Калуга
|
|
|
|
Дима, я тебе как брату скажу, но это военная тайна. На картах,правильных, самолетики все клювом на север.
Да забыл, в Рогачах ИКпос.ист.=0-180, а магнитный сам посчитай по склонению. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Alex Alex писал(а): |
Если "на пальцах" непонятно, тогда так:
|
И так не понятно.Такой рисунок из Гугле Ерта и я могу выложить. Ну и что?? Мне неинтересны географические координаты стоящего на площадке вертолета. Мне интересны посадочные курсы.
Ветеран писал(а): |
Что теперь расстрелять летчика полярной авиации КВС Ми -8.
|
Никого мы расстреливать не будем. Летал мужик и молодец.Честь и слава. Мало ли чего там на северах привидится???
А может специально для прочего устрашения народа статейку подредактировали.
Так какая максимально допустимая горизонтальная скорость Ми-8 при посадке по самолетному??? 
Последний раз редактировалось: arnoldych.69 (Пн Мар 21, 2011 17:41), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
|
|
arnoldych.69 писал(а): | Мне неинтересны географические координаты стоящего на площадке вертолета. Мне интересны посадочные курсы.
| Калькулятор магнитного склонения.
Для вертолетки примерно 28 град. Западное.
ВПП 0/18 - всё иссяк. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Отнюдь. Эта полоса никак не может быть 00-18. Обрати внимание на компас вверху. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alex Alex
старший лейтенант


Зарегистрирован: 21.04.2010 Сообщения: 323 Откуда: Москва
|
|
|
|
Компас в правом верхнем углу "отрабатывает" перемещение сетки - это "географический", т.е. немагнитный компас. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
mithman74_82
лейтенант

Зарегистрирован: 11.01.2011 Сообщения: 206 Откуда: Беларусь
|
|
|
|
Прицепились к летуну... Гражданские вертолетчики (с Большой Земли) доставляли в н-ные точки 10 экспедицию (геологи, картографы), были, как говорят авиаторы, соседями (гостями). Садились, естественно, для дозаправки на все аэродромы НЗ. На оз. Пуховое на рыбалку нас военные высадили, на другой стороне озера гражданский вертолет - геологов. И какое имеет значение курс, откуда заходили на посадку? Правильно сказал Ветеран, корреспондент может еще о-го-го... А вообще, когда нас выбрасывли на озеро первый раз, технарь бросал зажженный флашфеййер (может исказил), цветной дым показывал направление ветра, для последующих посадок флажки по углам площадки ставили.
А вообще, я понимаю гражданского летуна, работавшего на Большой земле рядом с НЗ, слышавшего множество легенд и вдруг попавшего туда.
Ни разу не летал в п. Северный, направления подлета не знаю, но в мое время две вертушки на перевале недалеко от Северного разбились. Насколько помню, шло три. Две прошли, а одна попала в заряд, то-ли пыталась приземлиться, то-ли за склон зацепилась винтом, но... авария. Все живы, здоровы - начали ракеты давать. С Северного увидели, вторая вертушка пошла на помощь. Эта, по-моему, садилась на глубокий снег, села нормально, потом шасси провалилось и винтом за снег, закрутилась... Но тоже все живы.
А вот аварии с гражданской вертушкой не помню, но память-то не безразмерная, тем более что военных это не касалось. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Valentin Main
старший сержант запаса

Зарегистрирован: 14.10.2007 Сообщения: 1732 Откуда: Deutschland
|
|
|
|
Вертушки падали всегда!?Наверно любой призыв может это подвердить!?
Но людей угробили они немного ....? |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fisch
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010 Сообщения: 1300 Откуда: Россия
|
|
|
|
"Наставления по полетам в Арктике написаны кровью"
"13.04.82 г.Катастрофа Ми-8 (194 осаэ ЧЦП,аэродром Рогачево,архипелаг Новая-Земля).
Командир вертолета - военный летчик 1-го класса, майор Черданцев В.Е.
ДСМУ.Полет на перевозку войск из пос.Северный на ас Рогачево.
Обстоятельства:
Выполняя задание по перевозке пассажиров из пос. Северный на ас Рогачево, командир экипажа поручил произвести взлет и пилотирование на маршруте летчику-штурману. Полет в нарушении задания выполнялся на высоте менее установленной.При встрече с интенсивным снежным зарядом, вопреки указаниям РП, экипаж майора Черданцева на площадку взлета не возвратился и продолжал полет по маршруту.В условиях резкого ухудшения видимости и малой высоты полета вертолет столкнулся с сопкой и разрушился.Командир вертолета майор Черданцев В.Е. и один пассажир погибли.
Заключение о причинах:
Причина катастрофы – недисциплинированность командира экипажа,неграмотно оценившего условия полета и сознательно нарушившего требования НПП и указания РП
12.01.90 г.Катастрофа Су-27 (470 иап,аэродром Амдерма-2 (Рогачево);место трагедии-аэродром Нарьян-Мар.
Летчик - начальник ОБП и БП авиации дивизии ПВО,военный летчик 1-го класса подполковник ТЕРЕХИН В.А.(АВВАКУЛ-72 г.выпуска,налет более 3000 часов).
Официальные выводы комиссии по расследованию катастрофы:
12 января 1990 г.на аэродроме Нарьян-Мар (аэродром базирования – Рогачево) ночью в СМУ произошла катастрофа самолета Су-27,пилотируемого начальником ОБП и БП авиации дивизии ПВО военным летчиком 1-го класса подполковником ТЕРЕХИНЫМ В. А.
При отработке тактических приемов в воздушном бою по уничтожению одиночных самолетов ТА по упражнению 202 КБП АПВО ИОН-86 на 23 минуте полета и удалении от аэродрома 80 км.летчик доложил о срабатывании сигнализации «ПОЖАР» правого двигателя.Летчик самостоятельно выключил двигатель и применил систему пожаротушения,сигнализация о пожаре продолжала высвечиваться.
РП команду летчику на проверку наличия пожара по дополнительным признакам не дал, восприняв срабатывание пожара на самолете как ложное. Самолет был выведен на ПК на высоте 600 м.и скорости 600 км/ч.На удалении 18 км.сработала сигнализация об отказе 1-го и 2-го подканалов СДУ и падения давления во 2-ой гидросистеме.Из-за перегруженности внимания на удалении 16 км. летчик потерял контроль за скоростью полета,которая составила 290 км/ч.(вместо 400-380 км/ч.).Для исправления ошибки летчик включил режим "МАКСИМАЛ" левого двигателя, что привело к возникновению энергичного скольжения и непроизвольному кренению в сторону выключенного двигателя.Летчик потерял пространственную ориентировку.Самолет с высоты 470 м.выполнил правую некоординированную бочку с одновременным увеличением угла тангажа на пикирование до 56°.На выводе из бочки самолет столкнулся с ледовой поверхностью озера при левом крене 37,8° и углах тангажа - 47°, ?= + 8°.Летчик погиб.
Причинами летного происшествия явились:
- ошибка летчика в технике пилотирования,выразившаяся в потере контроля за режимом полета на посадочном курсе,а в дальнейшем и за пространственным положением самолета;
- недостаточная натренированность летчика в самостоятельных полетах по приборам;
- срабатывание системы сигнализации «ПОЖАР» (ложное),что усложнило действия летчика;
- отсутствие помощи летчику со стороны РП.
05.11.93 г.Катастрофа Ми-8т (194 овэ,ВВС КСФ,аэродром Амдерма-2 (Рогачово,Новая Земля)).
Командир вертолета - военный летчик 1-го класса майор КУНГУРЦЕВ В.Г.
Официальные выводы комиссии по расследованию катастрофы:
Обстоятельства АП:
День,ПМУ.При выполнении плановых полетов днем в условиях Заполярья в 11ч. 17 мин.потерпел катастрофу вертолет Ми-8т овэ Центрального полигона Росси. В 11.00 без должной подготовки к полету,с незаконно взятыми на борт пассажирами экипаж выполнил взлет.Полет выполнялся на Н=200 м. и V=220 км/ч.На 13-й минуте полета на экране ДРЛ-6 оператор определил пропадание метки от вертолета.В это время экипаж приступил к снижению, в процессе которого занял Н=50 м.Через 16 мин.после взлета экипаж прошел над вездеходом на берегу озера и принял решение на выполнение посадки.В процессе разворота на площадку летчик установил на высотомерах Рприв.мин.. на малой высоте экипаж отвлек внимание на построение захода, контроль за высотой не осуществлял, снижение вертолета не заметил.Вертолет с небольшим правым креном на V=140 км/ч. столкнулся с ледовой поверхностью озера.Находившиеся на борту люди стали выбираться через разрушенную переднюю часть кабины,которая медленно в воду.Спастись удалось пятерым,летчик-штурман ст л-т Жариков А.В. от полученных травм погиб и погрузился под лед вместе с вертолетом.
Заключение о причинах АП:
- грубые нарушения установленных порядка и правил организации и производства полетов,воздушных перевозок,выразившихся в постановке командиром овэ новой задачи экипажу по перевозке пассажиров непосредственно перед вылетом без должной к нему подготовки по незаявленному маршруту (НОП);
- нарушение экипажем требований руководящих документов по организации подготовки к выполнению полетов,его недостаточная профессиональная подготовка в пилотировании,а так же отсутствие взаимодействия по контролю режима на различных этапах полета (НПП).
Стащил отсюда:
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=1974
там же и расшифровка сокращений
Авария Ил-76МД в Рогачёво, Новая Земля
Тип происшествия: авария
Дата: 19 ноября 1988 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/д Рогачёво
Тип ВС: Ил-76МД
Регистрация ВС: СССР-78771
Принадлежность: Министерство обороны СССР
Подразделение: ВВС, 110 втап (Новгород, Кречевицы)
При выполнении захода на посадку на высоте 50 м и скорости 276 км/ч после прохода БПРМ в световом ореоле от включенных посадочных фар в снежном заряде командир корабля, получив ошибочную информацию штурмана о проходе порога ВПП, выполнил посадку правее осевой линии 5 м с перегрузкой 1,85g. После отделения повторное приземление произошло через 160 м с перегрузкой 1,8g. В процессе пробега по КПБ самолёт правыми основными ногами шасси столкнулся с прожектором АПМ-90 (на шасси а/м ЗИЛ-130), опустился на правое полукрыло остановился в 3 м от начала ВПП и правее её оси на 22м, в результате чего получил значительные повреждения.
Самолет перевозил груз продуктов. На борту находились три пассажира – офицер и его семья. Экипаж и пассажиры не пострадали. Солдат срочной службы, находившийся в автомашине, успел ее покинуть до столкновения.
Условия полета:
ночь, обл. 6-9 балл., верхняя, средняя, видимость 6-10 км, заряды снега, видимость 1,5-2 км.
А это отсюда:
http://war.airdisaster.ru/database.php?id=57 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина
|